AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

О школьном воспитании

Школы и университеты производят общую культуру — заряд тех знаний, убеждений и ценностей, который позволяет людям разговаривать на одном языке при решении общих вопросов.
Здесь речь идет уже не о количественных, а о качественных характеристиках образования — наполнении курсов по математике, биологии, обществознанию, географии и т.д.
Измерить влияние учебных программ на ценности и убеждения не так просто. Учебники могут быть не источником сформировавшихся ценностей и убеждений, а лишь отражением других факторов — социальных или политических изменений.

Давид Кантони с соавторами в недавней работе «Учебный план и идеология» проверяют гипотезу о воздействии «начинки» образования на гражданские установки с помощью естественного эксперимента. В 2004 году министерство образования Китая запустило реформу школьного учебного плана. Единый учебник обществознания для старшеклассников открыто признавался авторами реформы актом государственного уровня, призванным формировать верную картину мира и систему ценностей у нового поколения.
Правильная картина мира по-китайски включала в себя понимание демократичности китайской политической системы, знание ограничений рыночных механизмов и преимуществ государственных компаний, важность экологических проблем и уважение к национальным меньшинствам.
Новые программы внедрялись в разных провинциях в разное время — это значит, что среди студентов китайских университетов одновременно оказывались выпускники, обучавшиеся по разным учебникам.

Опрос 2 тыс. студентов Пекинского университета показал, что реформа учебного плана значимо «смещала» убеждения выпускников. Студенты из провинций, в которых использовались новые программы, больше одобряли действия Коммунистической партии, доверяли китайским демократическим процедурам и чаще испытывали скептицизм относительно рыночных механизмов по сравнению со сверстниками, которых не успела коснуться реформа.
Авторы исследования подчеркивают, что эффект от школьного обучения в разы сильнее альтернативных механизмов, транслирующих убеждения, — например, пропаганды в СМИ.
По их оценкам, как минимум 20% молодых людей, не разделявших официальную точку зрения на социально-политические вопросы, изменяют ее в результате школьного обучения.
Содержание учебных программ действительно оказывает значимое воздействие на убеждения — то есть построение гражданского общества возможно на школьной скамье. Это тонкий, кропотливый процесс, который требует высочайшей честности и компетентности авторов и исполнителей.
Помимо того что надо считать до десяти, было бы здорово уметь отличать факты от интерпретаций, корреляции — от причинно-следственных связей, аргументированную дискуссию — от склоки, «отечество» — от «вашего превосходительства». Именно эта «высшая математика» делает из образованного человека гражданина развитой страны. Вернее, именно такие граждане делают страну развитой — в том, конечно, случае, если их набирается достаточное количество.
Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments