AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Век живи, век учись

Вот прочитал здесь очень интересную публикацию 1875 года о нравах, царивших на южных окраинах Российской империи в позапроршлом веке. Некоторые вещи оказались для меня неожиданными. В частности про имена.
Цитирую (М. А. Терентьев. Туркестан и туркестанцы // Вестник Европы, 1875, т. V.):

...
Мы не только распространяли мусульманам книги, но и строили мечети, — которые приходилось иногда охранять русскими часовыми от нападений самих мусульман. Таков был случай разрушения построенной русскими мечети (на Кавказе) из-за того, что русские мастера белили стены кистями, а кисти были из свиной щетины! Кто-то шепнул, что мечеть с умыслом осквернена — каша и заварилась. В Иркутске у мусульманской мечети тоже весьма долго стояли русские часовые [В работе «Россия и Англия в Средней Азии» (1875) автор прибавляет: «В Омске тоже. Самые постройки отличаются ненужною роскошью. Так и видна в них инженерная замашка „изводить деньги“. Оренбургская мечеть, построенная на башкирские деньги, почти всегда заперта. Я ни разу не мог попасть внутрь этого роскошного здания, а посещал Оренбург 8 раз! Русский часовой караулит зараз и губернаторский дом и мечеть».— rus_turk.]…

От простых российских мусульман мы ничего и не ждем особенного, но от мусульман чиновных, конечно, можно бы было требовать более дружелюбного и просвещенного отношения к русским делам. Между тем мы знаем случаи, где этого отношения не было.

Татарин, сколько-нибудь знающий свои книги, не упустит ни одного случая потолковать с киргизом о вере, уличить его в равнодушии, в невежестве, посмеяться над его немусульманским именем и прочее.

— Что такое Ит-аяк? — пристает поборник ислама к сконфуженному киргизу. — Ит-аяк — собачья нога! — разве прилично называться так верному мусульманину? Отчего не назвали тебя Магометом в честь пророка, а не то Омаром, Гаруном, Сулейманом? Твоего сына зовут Кара-кутак — зачем ты дал такое позорное имя? ведь при женщине и сказать-то стыдно?

— Это не я дал, а жена — тут не моя вина… мать дает имя, а не отец, — оправдывается киргиз.

— Не баба должна давать имя, а мулла; баба дура — что ей в мальчишке понравится, она так и бухнет: будь, мол, ты Кара-кутак, а ты Куте-бар! Тьфу! мерзость какая!

Действительно, киргизские имена весьма часто заимствуются из окружающей природы, каковы Тюльки-бай — Богатая Лиса, Джул-барс — Тигр и т. п., или же служат точно ярлыком, указывающим на скрытые телесные достоинства или недостатки… [Не напоминает ли это американские: Соколиный Глаз, Верная Рука, Красный Волк и проч.? Целые подотделения киргизских родов носят иногда замысловатые названия. Таково, напр., Кюйскансыз, Без Пахвей, у кунградцев. У запорожцев: Нечос, Перебий-Нос, Полтора-Кожуха и т. п.]. Но что ж делать, когда таков обычай, и когда дети природы понимают приличия по-своему, а чувства стыдливости не знают!

Tags: Туркестан, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments