AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

На окраине Российской империи сто лет назад ...

В Фейсбуке у френда (это дама) прочитал интересную историю, обнаруженную  в архивах Ташкента. Решил поделиться ею здесь. История-то давняя, а вот суть истории вполне даже читается по-современному.

Документ был обнаружен в старой книге Духовной консистории Туркестанской епархии.

Фонд И-961, опись 1 дело 263. 1891 год. Листы 184-190.

Протокол заседания от 15 октября 1891 года.

О придании епитимии отставного рядового Константина Петрова Лисовского за отступление от православия в магометанство и о сообщении Сыр-Дарьинскому прокурору о вступлении Лисовского в брак с магометанкой по обряду магометанскому.

Сообщение сделано Благочинным церкви Ферганского округа священником Москвиным:

Константин Лисовский по рождению принадлежал к римско-католическому вероисповеданию. С 1884 года проживает в Маргеланском уезде в кишлаке Яз-Яване. Имеет там дом и при нем караван-сарай. Занимается рыболовством и в последнее время , кроме сего, исполняет обязанности объездчика для наблюдения за целостностью казенных древесных насаждений, за что получает 20 рублей в месяц из Маргеланского Уездного управления. Православие принял в 1879 году, состоя в запасе армии. Был вынужден к тому не внутренним убеждением, а крайне стесненным материальным положением и невозможностью получить место в почтовом ведомстве оставаясь католиком. Ознакомлен с православием не был, говорит по-русски плохо, но понимает хорошо. И теперь даже не умеет креститься и слагать для сего пальцы по-православному. Совершает по-польски. Исповедовался и причащался в последний раз в 1881 году. Проживая в степи, вдали от храма Божия, не исполнял все 10 лет своего христианского долга.

Оставив в 1884 году военную службу, он очутился в безвыходном материальном положении. С одним из своих товарищей, таким же бедняком, поселился у реки Сыр-Дарья в Яз-Яване, среди мусульман, с целью заняться рыболовством, с чем он, Лисовский, был хорошо знаком ещё с малолетства и этим добывал себе насущный кусок хлеба.

И вот тут, чтобы вести успешное дело и пользоваться хотя и незначительным, но содействием местных жителей, он по совету товарища стал выдавать себя за мусульманина. Принял имя Муллы Абдраимова, обрил голову и стал исполнять их обычаи. Вскоре после этого он, Лисовский, познакомился с сартянкой Анор-Биби и сошелся с ней коротко с целью найти в ней надежного, верного человека для присмотра за своим имуществом во время частых отлучек из жилища. А как мать ея и жители кишлака Яз-Явана пожелали, чтобы он жил с Анор-Биби по Закону, то он согласился жениться на ней и исполнил это по обряду мусульманской веры.

Сделавшись женой Анор-Биби оказалась женщиной нечестной и расточительной и при содействии матери своей много причиняла ему убытков, за что он подвергал её наказаниям, а когда и это ожидаемой пользы не принесло, то он прогнал её от себя и стал требовать возврата потраченных денег. А как заплатить ей было нечем, то она по наущению односельчан возбудила против него судебный процесс об отступлении от православия, хотя давно знала, что он христианин.

Акта отказа от православия Лисовский не признает. Он горько раскаялся после бесед со священником, имеет при себе постоянно икону, всегда носит на груди крест, утром и вечером молится Богу. Когда бывает в городе, в праздники, ходит в храм. А мусульманские обряды делал для виду и чтобы избавиться от угроз со стороны мусульман и считал, что это не очень большой грех.

Священник Москвин представил запись в 1 части метрической книги ташкентской Иосифо-Георгиевской церкви от 1879 года о присоединении Константина Лисовского к православию. Подписали её протоиерей Андрей Малов и начальник города Ташкента полковник Мануил Платонович Пукалов.

Однако по Закону Петра Александрийского, правило 5-е Уст. Духов. Консит., ст.24, 205, 212, т. XV ч. 1 Улож. о наказании, за вступление в 4-й брак или в брак с нехристианами подвергаются заключению в тюрьму на 4 месяца и предаются церковному покаянию по распоряжению церковного начальства. Согласно этому, Духовная Конститория вынесла решение:

Признать, что Лисовский из православия в мусульманство не переходил, в душе оставался христианином.
Брак с мусульманкой считать не действительным и просить господина Военного Губернатора Ферганской области принять меры к разлучению Лисовского от сожительства с Анор-Биби Абдраимовой, а господину Прокурору той же области сообщить обстоятельства дела на его усмотрение о тюремном заключении на 4 месяца.
Подвергнуть Лисовского епитимии согласно закону Петра и Павла.
Протокол сей представить на Архипастырское Его Преосвященниченское благоусмотрение.


Подписал священник Алексей Шавров.

Tags: Ислам, Средняя Азия, Христианство, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments