AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Картины - убийцы

Отсюда >>:

Как известно, многие картины со временем начинают темнеть, причем настолько сильно, что через несколько веков становятся практически невозможно рассмотреть саму картину. Зачастую это происходит от того, что такая картина  хранились в неподобающих условиях. Примером может служить знаменитая картина Рембрандта под названием "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга", которая часто раньше именовалась как "Ночной дозор" именно потому, что казалось, что действие на картине происходит ночью! А на самом деле оказалось, что действие на полотне происходит совсем не ночью, а в середине дня! Догадаться о том, какое время суток было изображено на полотне на самом деле искусствоведы смогли лишь в 1947 году, когда заметили, что положение тени от левой руки капитана Кока, изображенного в центре картины  с красной перевязью, указывает на то, что его рота выступает из казармы примерно в 14 часов дня.

Эта картина была написана Рембрандтом в 1642 году для нового здания так называемого "Стрелкового общества"(такое название носило  народное ополчение Нидерландов) по заказу  шести членов этого общества. Кстати, эта 4-х метровая картина самое масштабное из произведений Рембрандта и одно из самых знаменитых, в котором голландский художник предвосхитил   художественные находки XIX века — эпохи реализма и импрессионизма. Действующие лица на картине были изображены весьма непосредственно, в движении, что, следует заметить, совсем не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план.

The Nightwatch by Rembrandt

Эта картина долгое время висела в казарме этой самой роты, солдаты которой и изображены на ней. Во времена Рембрандта (1606—1669) помещения, в том числе, конечно и казармы стрелкового общества, освещались масляными лампами и факелами. Слой копоти от этих светильников,  осевший на картине, всего за пару десятков лет и превратил на картине день в ночь. Кстати, вот еще здес http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7090/ есть интересные сведения про эту картину! В частности, возможно, Рембранд в этой картине посмеялся над своими заказчиками!

Но бывает и так, что картины хранятся в совершенно нормальных условиях, однако цвета на них все равно начинают темнеть. Особенно подвержена такой метаморфозе красная краска — это хорошо видно, например, и на многочисленных римских фресках, и на барочных картинах Рубенса.

Например:

07leucip

Питер Пауль Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа», 1618

Известно, что художники того времени красную краску обычно получали из минерала под названием киноварь, который содержит серу и ртуть. Бельгийские ученые из университета Антверпена  доктор Кене и ее соавтор доктор Кун Янсенс высказали предположение, что киноварь в процессе целого каскада химических реакций, вызванных ионами хлора и воздействием солнечного света, расщепляется, и  конечным продуктом этих реакций становится чистая ртуть, которая,  накапливаясь в микроскопических дырочках и трещинках в краске, и вызывает почернение картин. Таким образом, те произведения искусства, что хранились рядом с морем, являющегося источником ионов хлора в мрсоком воздухе, и на ярком свету оказываются в опасности — то есть красная краска на них быстро чернеет.

Исследователи даже провели эксперимент, чтобы убедиться в верности своих предположений. Они положили киноварь на платиновую подложку и капнули на нее водой, содержавшей ионы хлора, после чего на минерал направили лазерный луч. Сразу после этого киноварь почернела. Потом они убедились в наличии в образце металлической ртути.

Таким образом экспериментальным путем  они сумели доказать, что на этих старинных картинах картинах действительно присутствует металлическая ртуть, образующаяся в результате реакции киновари с ионами хлора на свету.

Установив  причину потемнения, ученые указали реставраторамы методы борьбы с этим явлением. Причем, для этого совсем нет необходимости хранить картины в темноте — достаточно лишь исключить попадание ионов хлора на киноварные краски. Доктор Кене считает, что такого эффекта можно добиться, покрыв полотно слоем специального лака.

Но самое интересно, что исследования Кене и Янсеса помогло разгадать еще одну загадку многих старинных картин, при этом загадку  мистическую. Через века ходят легенды о "нехороших" картинах, которые будто убивали своих владельцев. Люди, приобретавшие такие картины,  через некоторое время умирали от неизвестной болезни. Это же касалось и тех,  кто получал эти "нехорошие" картины в наследство. Причем чаще всего такими картинами-убийцами являлись полотна с обилием красной краски.

Теперь, когда  стало понятно, что продуктом реакции разложения киновари является ртуть, мистика получила свое вполне научное объяснение — именно ртуть, пары которой чрезвычайно ядовиты и весьма летучи, постепенно и травила хозяев этих "нехороших" картин.

Также интересно, что когда-то (много веков назад) в странах Средней Азии (Согде и Бактрии) художники расписывали керамическую посуду красками, содержащими урановые соединения. Так как залежи этих минералов весьма распространены в этом регионе. То есть радиоактивными красками! По сути, такие чаши, пиалы и блюда тоже являлись своего рода убийцами своих владельцев. Может быть, правда, не столь сильными, как картины, с микрокаплями ртути. Вот только я никаких легенд мистического характера про "нехорошую" посуду не знаю.

Tags: искусство, мистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments