AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Пятидесятилетний юбилей одного события или борьба с фальсификацией истории

1 мая исполнилось 50 лет одному знаковому событию российско-американских отношений.  

1 мая 1960 года  в районе города Свердловска (ныне город Екатеринбург) был сбит разведывательный самолет ВВС США U-2 «Локхид», пилотируемый военным летчиком Фрэнсисом Гэри Пауэрсом.  Фотография и информация ниже  взяты из большой статьи, посвященной этому событию.


Американский летчик Фрэнсис Гэри Пауэрс 

Вдвойне этот случай примечателен тем, что тогда впервые для пресечения действий авиации был применен зенитный ракетный комплекс С-75, созданный в НПО «Алмаз» (ныне – ГСКБ «Алмаз-Антей»).

30 апреля 2010 года в музее ГСКБ «Алмаз-Антей» в здании НПО в Москве произошло событие, которое далеко выбивается из разряда рядовых. В музее состоялась встреча разработчиков отечественных зенитных ракетных комплексов с Фрэнсисом Гэри Пауэрсом-младшим - основателем музея «холодной войны» в США и сыном легендарного пилота U-2 Ф.Г. Пауэрса, сбитого под Свердловском 1 мая 1960 года.



Слева  на фотографии человек с георгиевской ленточкой на лацкане пиджака - Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший, сын американского летчика  Фрэнсис Гэри Пауэрс, сбитого над Свердловском 1 мая 1960 года, пожимает руку  Карлу Альперовичу, создававшему в стенах  НПО «Алмаз» (ныне – ГСКБ «Алмаз-Антей»)  зенитный ракетный комплекс С-75, ракетой которого был сбит самолет его отца. Карл Альперович в свою очередь сказал, что он доволен тем, что летчик остался жив. 

Пауэрс-младший с большим интересом ознакомился с экспозициями музея ГСКБ «Алмаз-Антей», представленной стендами всех поколений отечественных ЗРК – от первых С-25 — до современных С-400 «Триумф». Экспозиции представляли создатели ЗРК, среди которых был и легендарный лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Карл Альперович – один из «отцов» С-75.
 
Пауэрс-младший сказал журналистам: «Я хочу правильно понимать жизнь и историю. Я хочу правильно интерпретировать их. Я хочу послушать людей, которые делали оружие «холодной войны». Я хочу увидеть комплекс, который сбил самолет моего отца. Для меня все это важно. История моего отца должна остаться правдивой в большой истории — нашей общей истории».

 

Интересно, что американский высотный самолет-разведчик «Локхид» U-2, долгое время считавшийся неуязвимым, так как мог совершать полеты на высотах, недоступных для тогдашних истребителей: более 21 километра. И что интересно, эти самолеты тогда регулярно совершали полеты над территорией СССР. Любопытно, что ракета ЗРК С-75О была выпущена по U-2 уже вне зоны эффективного поражения целей при стрельбе вдогонку. Многие эксперты отмечают, что именно это сохранило Пауэрсу-старшему жизнь.

Решение сбить нарушителя ракетой было принято уже после того, как стало понятно, что советские истребители Су-9 и даже новые Миг-21, поднятые по тревоге, не могут перехватить недоступную для них сверхвысотную цель. В этом состоял определенный риск: попадать нужно было быстро и желательно — сразу, пока самолет еще не покинул Свердловскую область и находился в поле зрения ракетчиков. Далее U-2 уходил на север и становился практически недоступным для тогдашних систем ПВО, которые в 1960 году еще не могли покрыть всю территорию страны.

Первая выпущенная ракета ЗРК С-75 попала в заднюю часть самолета U-2, разрушив двигатель, хвостовую часть и оторвав крыло. Тем не менее, для гарантированного поражения было выпущено 7-8 ракет. В результате этого запуска был случайно сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту полета U-2. Пилот советского самолета, старший лейтенант Сергей Сафронов, погиб и посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Об уничтожении в воздушном пространстве СССР американского самолета-разведчика впервые сообщил Никита Хрущев в докладе на открывшейся 5 мая 1960 года в Москве сессии Верховного Совета СССР. В США факт умышленного нарушения границ СССР вначале отрицали. После распространения информации о сбитом U-2 президент США Дуайт Эйзенхауэр сделал официальное заявление о том, что никакой шпионской миссии не было и в помине, а пилот просто делал облет приграничных с СССР территорий и «заблудился». Однако, советская сторона опровергла это заявление, представив неопровержимые доказательства: разведывательную фотоаппаратуру и показания самого Пауэрса.

Спустя несколько дней, после заявления Хрущева на той же сессии 9 мая о том, что летчик сбитого самолета жив, США признали факт шпионажа. Разразился страшный международный скандал. Никита Хрущев отменил свой визит в США, намеченный на 16 мая. Президент США Дуайт Эйзенхауэр в ответ отменил свой официальный визит в СССР. Сорвалось парижское совещание руководителей четырех великих держав — СССР, США, Франции и Великобритании.

В августе 1960 года Пауэрс был приговорен в СССР к 10 годам тюремного заключения. Два года американский пилот отсидел во владимирской тюрьме. Однако 21 месяц спустя, в 1962 году, СССР обменял его в Берлине на советского разведчика Рудольфа Абеля, отбывавшего тюремное заключение в ФРГ.

Вскоре после возвращение Паэурс-старший оказался под следствием: руководство ЦРУ подозревало пилота в том, что он раскрыл русским секретные сведения. Об этом косвенно говорило то, что Пауэрс не уничтожил самолет в воздухе после попадания ракеты и не покончил с собой (с помощью специальной отравленной иглы). К тому же по инструкции Пауэрс должен был воспользоваться катапультируемым креслом системы аварийного покидания самолета, однако не сделал этого, и на большой высоте, в условиях беспорядочного падения машины выпрыгнул с парашютом. По некоторым данным, в процессе исследования обломков U-2 было обнаружено наличие в системе катапультирования взрывного устройства большой мощности, команда на подрыв которого выдавалась при попытке катапультирования.

Однако буквально через месяц Сенат США снял с Фрэнсиса Гэри Пауэрса все подозрения. Пауэрс проработал до 1970 года в фирме «Локхид» летчиком-испытателем. После он стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолета в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе. 1 августа 1977 года, пилотируя вертолет, он погиб вместе с оператором телекомпании в авиакатастрофе при не совсем ясных обстоятельствах, возвращаясь со съемок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Вероятной причиной падения вертолета стал недостаток топлива. Несмотря на фиаско своего разведывательного полета на U-2, сделавшего его знаменитым, Пауэрс в 2000 году был посмертно награжден за него. Его сын получил Медаль военнопленного, Крест за выдающиеся летные заслуги, Памятную медаль национальной обороны.

И немного о зенитно-ракетном комплексе. ЗРК С-75 стал одним из самых успешных произведений советских ракетчиков. Без сомнения благодаря ему, понесенные американской авиацией потери во времена вьетнамской войны стали одним из решающих факторов, вынудивших США уйти из Вьетнама.

Интересно, что случай с Пауэрсом был всего лишь вершиной айсберга, основная масса которого до сих пор хранит немало тайн. Как признался Пауэрс-младший порталу «Русские новости», что ему лично известно о 39 сбитых над Советским Союзом американских самолетах-разведчиках, на борту которых находилось 126 человек. Судьба большинства из них – неизвестна до сих пор, несмотря на регулярную работу, начиная с 1992 года, Совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести, исследующие именно эти темные стороны советско-американского противостояния в годы «холодной войны».
 

 



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments