AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Category:

Перепост

Текст не мой! Пишет Виктор Шендерович.

Мой друг Юрий Векслер в 1983 году работал в студии Марка Розовского и пытался сочинять спектакль о последних днях Пушкина.

И написал письмо Лотману.
И Лотман ответил!

Это само по себе поразительно и уже труднопредставимо по нашим временам - такое подробное и уважительное письмо в ответ на обращение неизвестного молодого человека.

А уж лотмановские рассуждения на тему - просто бесценны. 
Читайте.

"Уважаемый Юрий Борисович!
....Тема "Последние дни Пушкина" очень трудна, и я с некоторым беспокойством думаю о ее воплощении на сцене. Ведь даже у Булгакова не получилось... Правда, после того, как на эту тему поставили в Ленинграде балет, где Пушкин пляшет с Натальей Николаевной и еще одной плотненькой дамой, которая оказывается его музой, кажется все возможно. Ведь фигурируют же в пьесе Штейна "Версия", изображающей отношения Блока, Андрея Белого и Любови Дмитриевны "Саша", "Андрюша" и "Люба", когда даже школьники знают, что Андрей Белый - это литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, которого Блок, конечно, называл Борей.

Не думайте,что я решил пошутить по поводу Вашего замысла или осудить его "в зерне" - мне просто хотелось бы, чтобы Вы почувствовали его серьезность и трудность.

Особенно трудны именно последние дни Пушкина для нашего понимания: по сути дела, мы очень мало о них знаем. Самое деликатное здесь - семейные дела Пушкина. Именно эта сфера,требующая особой тонкости и такта (разве то обстоятельство,что человек - великий поэт и,кроме того, умер и не может сам себя защитить, дает нам моральное право делать его жизнь в наиболее трагические минуты предметом домыслов и сплетен? А ручаюсь Вам, что значительная часть написаного по этому поводу имеет достоверность сплетни).

Мы,которые считаем смерть высочайшим несчастьем ("самое дорогое,что дано человеку, это жизнь..."), а честь, хотя уже не именуем "феодальным предрассудком", но в сути ее разбираемся не больше, чем в обычаях какого -либо африканского племени, беремся понять, что испытывал человек перед дуэлью или у барьера. Приведу Вам один пример. Среди берестяных грамот Новгорода ХП в. есть такая:сестра пишет брату (раз пишет на бересте, то, вероятнее всего, простая новгородка из посада), что ее на улице обозвали коровой (верояно, описка - "курвой","корвой"), а защитить ее честь некому. Пусть брат приедет и разберется и накажет обидчика, а, если ее обругали с основанием, то ПУСТЬ УБЬЕТ ЕЕ.

Жить без чести нельзя - это уже не жизнь. А Ваши зрители убеждены,что "брань на вороту не виснет" - поговорочка последующих эпох - и что, если изматерили, а морду не набили, то и волноваться не из чего. Да и с битой мордой жить можно.

Другая трудность - сознание зрителей захламлено штампами:они знают, что «Пушкин - жертва самодержавия" или еще чего-либо, но обязательно «жертва». А как трудно дать Дантеса (антиштампы так же вредны, как и штампы)! Как показать его безупречным красавцем с благороднейшими манерами, обаятельным и даже великодушным, добрым малым - и только заурядным, совершенно не оригинальным, никогда не бывающим странным, всегда делающим только то и именно то, чего от него требуют приличия и ждут люди света. А сами эти люди света - не чудовища, не злодеи и не "жадную толпой стоящие у трона" ( стоять-то стоят, но с каким искренним благородством, как красиво и даже с какой культурой жизни и общения! ) только тоже заурядны и боятся человеческого достоинства, как колли и гончие боятся и сторонятся дворняжек (у дворняжек есть достоинство и уважение к себе, а у колли - уважение к своей породе). А уж как играть Пушкина? И кому? Очень трудно ... Но за смелого Бог. Если получится, я первый с Вами порадуюсь.
Желающий Вам удачи Ю.Лотман

Тарту 25.11.83

P.S. Самое трудное для воспроизведении в характере Пушкина - то, что он был ОЧЕНЬ УМЕН. Изобразить "гения" еще можно, но как изобразить умного человека? Старые друзья - Жуковский,Вяземский и пр. - видели в Пушкине то, что привыкли видеть в нем смолоду: талант, живость, восприимчивость и считали неглубоким. Но те, кто знакомились с ним в 1830-е гг. и были свободны от воспоминаний, воспринимали его, прежде всего, как необычайно умного человека, чья главная жизнь сосредоточена в мысли. А одна из главных особенностей ума - это то,что он имеет минимум внешних проявлений. Он проявляется негативно: в отстутствии банальности, в отсутстви эффектов и во многих отсутствиях того, из чего строится наше обычное поведение, наша неощущаемая нами глупость. Поэтому все «пушкины» на сцене, экране и в романах, которых я встречал до сих пор, были похожи на него, как провиницальные актеры на Гамлета нашего воображения."


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments