AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Как рождался Чебурашка

Но настоящую популярность Успенскому принесла вышедшая в том же 1966 году книга «Крокодил Гена и его друзья», написанная о любимых игрушках своего детства – резиновом крокодиле Гене, пластмассовой кукле Гале и бракованной плюшевой игрушке, которую в семье за странный вид прозвали «Чебурашкой».

– Отец в своё время говорил мне, что это – неизвестный науке зверь, который живёт в жарких тропических лесах, – рассказывал сам Успенский. – К нам же он попал случайно, забравшись в ящик с апельсинами. Он уснул, и в результате вместе с ящиком попал в Советский союз, а директор магазина, в котором открыли ящик, назвал его «Чебурашкой», так как объевшийся апельсинами зверёк постоянно падал – то есть чебурахался.

Книжка о тяжёлой судьбе нелегального мигранта вызвала сильное противодействие со стороны коллег по писательскому цеху
Сегодня уже сложно представить, но книжка о тяжёлой судьбе нелегального мигранта вызвала сильное противодействие со стороны коллег по писательскому цеху.

– Заходер сказал мне примерно так: «Ну что сказать… Вы написали, Эдик, такую лёгкую сказочку. Особой чести она вам не сделает, ну написали и написали». Мнение Заходера мне всегда было интересно, но в глубине души я чувствовал, что эта моя вещь – не совсем «лёгкая сказочка».

Другие критики были поражены тем, что в книге не было никакой особенной социальной тематики и воспевания подвигов коммунистической партии.

Сомнения вызвала и сама идея Дома Дружбы, где одинокие герои могли найти себе друзей. Говорили, что это какой-то Дворец бракосочетаний, что это на Западе люди ищут друг друга по объявлениям, а в СССР знакомятся в рабочем коллективе.

Досталось автору и за образ советского чиновника, у которого Чебурашка просил стройматериалы для строительства Дома Дружбы. Судите сами, как такое звучало в детской сказочке в эпоху Хрущева.

– У меня такое правило, – объяснил начальник, – всё делать наполовину.

– А почему у вас такое правило? – снова спросил Чебурашка.

– Очень просто, – сказал Иван Иванович. – Если я всё буду делать до конца и всем всё разрешать, то про меня скажут, что я слишком добрый и каждый у меня делает что хочет. А если я ничего не буду делать и никому ничего не разрешать, то про меня скажут, что я бездельник и всем только мешаю. А так про меня никто ничего плохого не скажет».

«Литературная газета» и вовсе вынесла книге убийственный приговор: «Чебурашку, как и некоторых других героев современной детской литературы, жалко ещё и потому, что при рождении своём они были обделены сердечным теплом и подлинной любовью автора…»

Книгу спасло только то, что редактор Надежда Терехова познакомила писателя с художником Валерием Алфеевским, который имел большой вес в Союзе Художников. Вот как об этом рассказывает сам Успенский в разных интервью:

– Нашли одного художника, он был большим начальником в Союзе художников, но ему не давали работать, потому что он плохо рисовал. Ему позвонили и рассказали о моей книжке, попросили сделать рисунки. Ему эта идея понравилась, он вызвался рисовать и убедил своё начальство, что своими рисунками как бы «пригасит» книжку.

* * *

Книга «Крокодил Гена и его друзья» стала очень популярной среди детворы – именно в силу её аполитичности и юмора. Но самое главное, она понравилась маленькому сыну Алексея Аджубея – то есть внуку самого Хрущева. У Аджубея как-то раз в гостях был режиссёр Роман Качанов. Разговор зашёл о мультипликации, и Аджубей позвал своего сына: а ну-ка покажи-ка нам свою любимую книжку.

Мальчик и принёс «Крокодила Гену».

– Вот книжка, по которой нужно сделать мультфильм!

В 1970 году наказ партийного руководства был выполнен: и на экраны вышел первый мультфильм о Чебурашке в технике кукольной анимации.

Именно после этого имя Успенского стало известно всем взрослым и детям – вскоре герои мультфильма перекочевали на сувениры, открытки, превратились в куклы, а песню «Я играю на гармошке» распевали на каждом углу.

Интересно, что привычный нам образ Чебурашки – это продукт коллективного творчества
Всего сняли четыре мультфильма, разошедшихся на цитаты, об анимационных героях ходили анекдоты.

Интересно, что привычный нам образ Чебурашки – это продукт коллективного творчества.  Ведь в первоначальном варианте книги Успенский вместо трогательного «няшки» описал весьма уродливое лемуроподобное существо с маленькими ушами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах: «Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат».

Об ушах же вообще ничего не было сказано!

Добродушный образ Чебурашки с большими ушами и большими карими глазами создал художник-постановщик мультфильма Леонид Шварцман.

Позже художник вспоминал:

– Если Гену и Шапокляк я нарисовал достаточно быстро, то на Чебурашку ушла половина всего рабочего времени. В сценарии было написано «странный ночной зверёк типа лемура». И я нарисовал ему большие глаза и очень большие уши на макушке – чтобы хорошо слышать во тьме. И с каждым эскизом уши увеличивались и сползали по бокам головы.

Также по совету мультипликатора Юрия Норштейна Шварцман свёл ноги практически до ступней. Хвост тоже сильно уменьшился, хотя полностью и не исчез.

По словам Шварцмана, мультяшный образ Чебурашки стал для Успенского полной неожиданностью, ибо никакого участия в его создании писатель не принимал. Тем не менее, спорить писатель не стал, согласившись на нового персонажа.

* * *

Отсюда: https://s-t-o-l.com/kultura/dyadya-fyodor-eto-ya/


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments