AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Персидские сказки. Отважный царевич. Продолжение

ОТВАЖНЫЙ   ЦАРЕВИЧ
Персидская сказка

Продолжение. Начало здесь


Тогда красавица сказала:

— Принесите-ка вина и все, что положено из лакомств и яств.

Перед ней поставили все, что она приказала, и девушка отведала понемногу кушаний и вкусила вина. Пери, джиннам и дивам она тоже приказала пить вино.

— Я пью эту чашу,— сказала она,— за свод бровей того мужественного юноши, который, не побоявшись, пришёл сюда и отведал наших яств из заветной скатерти.

И она осушила чашу. Тогда поднялась другая пери и сказала:

— Я пью эту чашу за свод бровей того юноши, который ударил меня мечом по руке, когда я собиралась взять скатерть. Я оставила его в пустыне на высоком столбе и не знаю, что с ним случилось после того.

Когда чаша попала в руки третьей пери, та произнесла:

— Я пью эту чашу за свод бровей того прекрасного лицом юноши, который уцепился за мои ноги, когда я в образе орла появилась перед ним. Он выпустил меня, когда мы пролетали низко над пустыней, и я не знаю, что случилось с ним потом.

— А я пью эту чашу,— сказала следующая пери,— за юношу, перед которым я явилась в образе Хызр-ходжи. Он попросил у меня воды и хлеба, и я дала ему попить и поесть и указала дорогу в сад Ирем[1]. Куда он пошёл после этого, мне неведомо.

Затем снова заговорила царевна:

— О юноша, я уверена, что ты сейчас здесь, в этом саду и слышишь всё, о чем мы говорим здесь. Клянусь господом богом, который создал и пери, и людей, что я чувствую к тебе дружбу и расположение. Выйди и покажись, и мы побеседуем с тобой.

Услышав эти речи, царевич вылез из-под трона и, встав перед ней, поклонился. Царица пери, увидев его, сошла с трона и, взяв его за руку, посадила подле себя. Налив полную чашу вина, она подала царевичу. Царевич поцеловал руку красавицы, отпил глоток и, снова наполнив кубок, передал его царице.

— О царевич,— обратилась она к нему немного погодя,— почему ты забыл заветы отца и обрёк себя на тяготы и страдания?

— Если бы я не сделал этого,— отвечал царевич,— то теперь не лицезрел бы тебя, красавицу, которая стоит ста тысяч жизней и любого царства. Пока человек не испытает тяжесть цепей, он не обретёт сокровищ. За счастье встречи с тобой я готов сто тысяч раз отдать свою жизнь и царство и надеюсь, что ты не лишишь меня радости свидания и не обречешь на страдания и несчастья.

— Я хочу испытать тебя,— сказала девушка.— Я лягу спать сейчас, а ты должен будешь три раза разбудить меня. Но помни, ты не можешь при этом кричать, касаться меня рукой, толкать ложе — и все-таки попробуй разбудить меня!

— Повинуюсь,— сказал в ответ царевич, и девушка легла и заснула.

Царевич же, обращаясь к занавесу, начал говорить:

— О занавес, знаю я один рассказ. Послушай его и ответь мне на вопрос. Рассказывают, что жил некогда один почтенный, богатый и хлебосольный ходжа. Вот однажды в пятницу пригласил он в гости своих друзей и припас для них разные кушанья и фрукты. Он послал служанку на базар за молоком, чтобы приготовить для гостей рисовый кисель и различные сласти. Служанка купила молоко, поставила кувшин себе на голову и направилась домой. Случилось так, что в это время в небе пролетал аист со змеёй в клюве и несколько капель змеиного яда упали прямо в кувшин с молоком. Когда служанка принесла домой молоко, сварила кисель и вынесла его гостям, каждый, кто поел его, умер тут же на месте.

— О занавес,— продолжал  шахзаде,— я считаю, что вина в этом деле лежит на служанке, ведь это она должна была соблюдать должную осторожность. А ты что скажешь?

— Виноват хозяин, устроивший пир,— возразил занавес,— это он не попробовал кисель.

Услышав эти слова, девушка открыла глаза и воскликнула:

— Нет, нет! Во всем виноват аист, из-за него умерли эти люди. Если бы он не поймал змею и не нёс её в клюве, откуда бы в молоко мог попасть яд? А змея не виновата, потому что она сама была добычей аиста.

Услышав ответ девушки и увидев, что она вскочила, царевич улыбнулся. Девушка же похвалила его за то, что он привел такой рассказ, и снова заснула, а царевич повернулся к медному тазу и кувшину и повел такую речь:

— Некогда по воле бога оказались попутчиками ювелир, столяр, портной и отшельник. На ночь они остановились на привал и решили между собой, что будут по очереди сторожить. Первому досталось бодрствовать столяру. Столяр подумал, что лучше ему заняться делом, чтобы не заснуть. Он взял топор, нашел кусок дерева и вытесал фигурку прекрасной куклы. Тут прошла первая стража ночи, столяр разбудил портного, а сам лег спать. Увидев куклу, портной подумал: «Мастер-столяр показал свое искусство, но у этой куклы есть большой недостаток — она ведь голая». Он достал кусок шелка, иглу и ножницы и сшил красивую одежду, в которую нарядил куклу. И сообразно с тем, что девять десятых привлекательности человека зависят от его одежды, красота самой куклы составила лишь одну десятую. Когда время портного подошло к концу, он разбудил ювелира. Ювелир некоторое время одобрительно разглядывал куклу, а потом сказал себе: «Да, столяр и портной показали свое мастерство! Но такой красавице нужны подобающие украшения».

Он сделал из драгоценных камней, золота и серебра великолепный женский убор и надел на неё. Потом он разбудил отшельника, а сам лёг спать. Заметив куклу, отшельник воздал хвалу искусству товарищей и сказал себе: «Единственное, что нужно этой красавице, — жизнь».

А был уже конец ночи — время, когда бог внемлет мольбам и просьбам. Со смирением и кротостью отшельник стал молить творца даровать кукле жизнь. Мольбы его попали в цель согласия, и красавица ожила и при виде отшельника стыдливо закрыла лицо.

В это время проснулись остальные и, едва завидев красавицу, тотчас влюбились в неё. «Она принадлежит мне!» — закричали они наперебой.
— Ну, а вы, таз и кувшин,— закончил царевич,— как вы считаете?

Я-то говорю так: столяр сделал ее тело, значит ожившая кукла должна принадлежать ему.

— Она должна принадлежать портному,— сказали таз и кувшин, — потому что голый человек без нарядного платья не стоит ничего!

— Вы все ошибаетесь,— сказала девушка проснувшись,— эта красавица должна принадлежать отшельнику: ведь глаза без души мертвы и неживой подобен камню.

Царевич обернулся к ней и опять улыбнулся, а девушка похвалила его и снова заснула.

Тогда царевич обратился с речью к трону:

— Рассказывают, что в одном городе жили два юноши, два друга. Они договорились между собой, что обзаведутся домом и семьей лишь одновременно, и если один приведет в дом жену, то он не коснется её, пока другой тоже не найдет себе пару.

Случилось так, что одного друга отец с матерью волей-неволей женили, а женитьба второго все откладывалась. Верный друг не входил к своей жене два года. Родственники и прочие люди проклинали того юношу, думая, что он поступает так не по доброй воле, а из-за неспособности или какого-нибудь изъяна. Когда людское негодование дошло до предела, молодой муж позвал своего друга и рассказал ему о своём положении, уговаривая его поскорее жениться. «Моя нареченная,— отвечал его друг,— живёт в другом городе. Поедем туда вместе и покончим с этим делом». Молодой человек взял с собой немного золота, драгоценностей, разного имущества, и они отправились в тот город. Там сыграли свадьбу, и новобрачный с женой и другом пустились в обратный путь на родину, чтобы в один день отпраздновать торжество прихода невесты в дом жениха. Миновав несколько переходов, они увидели вдалеке какой-то купол. Молодой муж сказал своему товарищу: «Поезжай дальше с носилками и слугами, а я посмотрю, что это за строение, и догоню вас».

Все продолжали путь, а тот молодой человек поспешил к видневшемуся вдали куполу. А там, оказывается, сидели в засаде разбойники. Увидев юношу, они позарились на его роскошную одежду и украшения, убили его, отрезали ему голову, забрали его одежду, дорогое ружьё и снаряжение и скрылись. Тем временем второй друг продолжал ехать дальше. Однако, видя, что его товарищ не возвращается, он приказал поставить носилки с туда женщиной под деревом, а сам сел на коня и поскакал к куполу. Подъехав, он увидел, что друг его убит и голова отрезана от тела. Тяжкий вздох вырвался из его груди, и он сказал: «Жизнь без друзей  — не жизнь. Какой смысл мне жить без верного моего друга!»

Он выхватил кинжал и отсёк себе голову. Тем временем молодая женщина, видя, что уже поздно, а друзья всё не возвращаются, сказала слугам: «Отнесите мои носилки туда, куда они ушли. Я должна узнать, что случилось с моим мужем и его другом, почему они так задержались». Приехав на место, она нашла и мужа и его друга обезглавленными и поняла, что второй молодой человек покончил с жизнью, соблюдая верность своему другу. «Зачем мне жизнь?» — подумала она и достала уже кинжал, собираясь убить себя, как вдруг появился старец и сказал: «О женщина, не посягай на свою жизнь! Если ты замыслила это из-за гибели мужа, то лучше приставь головы убитых к их телам. Я помолюсь, а ты скажешь „Аминь", и, может быть, всевышний господь, видя твою преданность и твердость, оживит оба эти тела».
Женщина скорей побежала и приложила головы убитых к их туловищам. Но случилось так, что она второпях приставила голову одного к телу другого и голову того к туловищу этого. Старец стал молиться, и женщина тоже обратилась с горячей мольбой к господу, и всевышний бог оживил обоих, но только голова одного была на теле другого!

— О трон,— закончил рассказ царевич,— а теперь ты скажи, кому должна принадлежать та женщина — хозяину головы или хозяину тела?

— Хозяину тела,— отвечал трон,— ибо ведь орудие продолжения рода находится на туловище.

Услышав это, пери нетерпеливо вскочила и сказала:

—  О трон, ты ошибаешься. Женщина принадлежит голове, ибо люди узнают мужчину по его лицу, а не по телу.

Царевич засмеялся, а царевна-пери, видя его находчивость и ловкость, обняла его, стала ласкать и согласилась выйти за него замуж, и оба они достигли желаемого.


Примечания



[1] Ирем — разрушенные Аллахом прекрасные сады и дворцы, построенные по одному из коранических преданий, неким Шаддадом, правителем Южной Аравии, вознамерившимся создать рай на земле. В персидской литературе и фольклоре «сады Ирема» — символ прекрасных, цветущих садов.
Tags: Плутовка из Багдада, сказки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments