AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Порт Императора Александра III

В конце XIX - начале XX в Российской империи было принято решение о строительстве военно-морской базы Балтийского флота в незамерзающем зимой регионе Балтийского моря рядом с городом  Либава (ныне Лиепая), который в то время входил в состав Российской империи. Это был самостоятельный военный городок, получивший название "Порт Александра III". В настоящее время это район города Лиепая, который именуется Кароста (латыш. Kara Osta — военный порт).



Сейчас, в августе 2017 года этот район города Лиепая (Латвия) выглядит так:






Действующий православный Морской собор Святого Николая, который был освящен в 1903 году, при освящении собора присутствовал Российский император и члены императорской семьи. Построен по проекту петербургских архитекторов Сергея Гелензовского и Василия Косякова. Является самым большим православным собором Латвии. Уникален тем, что в нем нет колонн, а всю конструкцию держат четыре крестообразных арки. В советское время использовался как спортивный зал и кинотеатр, при этом был разрушен весь внутренний интерьер собора. С 1994 года в нем опять ведутся службы.





В здании бывшей гарнизонной тюрьмы теперь музей.



Здание было построено в 1900 году и до 1997 года служило местом отбывания дисциплинарных наказаний военнослужищих. При разных властях это были разные контингенты:  революционеры царской России, матросы и офицеры царской армии, дезиртиры немецкого вермахта, враги сталинского режима, веннослужащие советской и латышкой армий  и  т.п.



Говорят, что недалеко находится кладбище, на котором хоронили тех заключеннных этой тюрьмы, кто был здесь расстрелян в разные времена.



Сегодня же просто любой любитель острых ощущений может за определенную плату провести ночь в тюремной камере!



Экскурсовод (слева в военной форме) строит в колонну по двое экскурсантов из Литвы для проведения экскурсии по зданию бывшей тюрьмы Военного городка.





Жилой дом на задах здания бывшей тюрьмы. Архитектурный стиль тот же, что и у здания тюрьмы.




Здания бывших казарм. Здесь и в царское и в советское время жили моряки. Ныне не используются по назначению, да и вообще не используются никак, их частично сносят. Но здания построены были когда-то на совесть. Красиво смотрятся даже в таком виде.





А вот в этих зданиях жили когда-то офицеры со своими семьями.




Руины здания Манежа. Сейчас остались только стены. Здание было построено как манеж закрытого типа (с обогревом) для спортивных занятий моряками и катания на лошадях, имело большие красивые окна и стеклянную черепицу. В советское время здание манежа было складом.





Одна из пушек береговой батареи. Сейчас просто музейный экспонат.





Здание Водонапорной башни, которое сейчас используется под музейные нужды.





Военно-морской собор вблизи.





Памятный знак морякам 2-ой Тихоокеанской эскадры, погибшим в Цусимском морском сражении 14-15 мая 1905 года.
Молебен с Соборе и выход эскадры в море из военно-морской базы в Либаве  состоялся 2 декабря 1904 года.




В одном из этих зданий жили в свое время командующие военно-морской базой в Либаве (Лиепае), в том числе адмирал, ученый, полярный исследователь и верховный правитель России - Александр Васильевич Колчак. А также останавливался во время своего визита в Либаву российский император Николай II.


Здание бывшего офицерского собрания. Кстати, это сейчас действующий военный объект, какой-то учебный центр.




Ну, и немного истории, если кому-то интересно.



Строительство военной морской базы в Либаве велось в 1893 - 1906 годах.  Город был расчитан на проживание 20 тыс. жителей.


В 1904 году на военно-морской базе в Либаве был создан завод по сборке частей для подводных лодок, которым руководил американский предприниматель С. Лэк, получивший промышленный патент от морского департамента Российской империи. Так начиналась история Лиепаи как базы российского, а потом советского подводного флота.

Осенью 1904 года базу посетил российский император Николай II, который одобрил десятилетний план по переоборудованию и модернизации комплекса на 1907 - 1917 годы стоимостью 37 млн. рублей


Во время русско-японской войны здесь формировалась 2-ая Тихоокеанская эскадра, погибшая в Цусимском морском сражении.


В 1907 году военное министерство лишило порт статуса сухопутной крепости и все западные укреплённые форпосты должны были быть ликвидированы. В связи с этим форты порта пытались взорвать.


Вовремя Первой мировой войны 17 апреля 1915 года командир Балтфлота отдал приказ об оставлении либавского порта и о сдаче Либавы. Была уничтожена радиостанция, все крепостные батареи, у южных ворот аванпорта затопили несколько резервных кораблей и большую землечерпалку, был взорван северный пролёт железнодорожной переправы через канал.
В дальнейшем, до конца войны город и порт были оккупированы немецкими войсками.

После поражения Германии в войне порт в ноябре 1918 года был занят английской эскадрой, которая находилась здесь  до февраля 1919 года, а затем город и территория порта отошли к Латвийской республике.


После образования в 1940 году Латвийской ССР  здесь была образована  Лиепайская военно-морская база ВМФ СССР, на ней базировались лёгкие силы Балтийского флота и бригада подводных лодок.


Во время Второй мировой войны в 1941 году гарнизон Лиепайской военно-морской базы (ВМБ)  и части сухопутных войск СССР в районе Лиепаи обороняли базу от наступающих немецких войск с 22 июня по 27 июня, при этом с 24 июня находясь уже в окружении. Интересно, что с 23 по 26 июня командир Либавской ВМБ получил от командования флота три взаимоисключающих приказа: 23 июня – в случае отхода Красной Армии – отходить; 25 июня – Либавы не сдавать; 26 июня – немедленно отходить.


9 мая 1945 года Лиепая была вновь занята советскими войсками.  С  февраля 1946 года в Лиепае стала базироваться  бригада подводных лодок (ПЛ). В советское время в Лиепае находился завод по ремонту подводных лодок - Тосмаре, сам город долгое время был закрытым территориальным образованием, попасть в который можно было только по специальным разрешениям.


В октябре 1993 года бригада ПЛ российского ВМФ в Лиепае была расформирована, а в июне 1994 года последние военные корабли ВМФ России покинули Лиепаю.



В настоящее время в Каросте проживает 7,5 тыс. человек.
Tags: Лиепая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments