AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Из сборника сказок Остроумова - «Дракон (аждаха, са’бан)»

Текст примечания Остроумова из сборника сказок Н. П. Остроумова "Сказки сартов в русском изложении".

Тем, кто интересуется драконами, должно быть интересно )))

Ранее отрывок из этого примечания размещался здесь.

Предыдущий пост о сказках из сборника Остроумова здесь.  Начало здесь.


III. Дракон (аждаха, са’бан)


Дракон по арабски — са'бан, по персидски — аждаха.

В персидском сочинении «Аджаибуль-Махлюкат» разсказывается, что дракон — животное большое, имеющее вид ужасный. Маленькие драконы бывают пяти аршин, а большие достигают тридцати аршин и даже более. Это животное водится в Индии. Цвет его кожи желто-чёрный; брови его закрывают глаза; пасть оно открывает широко; зубов во рту много; шеи не видно; шерсть на их шее закрывает всё тело. Самцы-драконы больше и злее самок. Когда дракон подходит к какому-нибудь животному и раскрывает свою пасть, то животное само попадает в его рот: дракон издали притягивает к себе животное. После того дракон обвертывается вокруг древесного пня или вокруг камня и таким образом ломает кости проглоченного животного, которые потом перевариваются в желудке дракона. Большую часть жизни драконы проводят в воде и потому называются водяными змеями; некоторые драконы живут в степи. Живущие в воде драконы выходят иногда на высокие горы и там, подымаясь в облака, наслаждаются влажностью их.

Свойство дракона таково, что если кто-нибудь съесть его сердце, а кожу привяжет к любимому человеку, то найдёт сочувствие в любви, а если кто-нибудь возьмёт себе кусочек этой кожи, то все животные будут от него разбегаться; если голову дракона зарыть в землю в каком-нибудь месте, то положение хозяина этого места будет хорошо — он приобретёт много богатства и будет весел и счастлив.

Приложенный к настоящему выпуску рисунок заимствован мною из упомянутого сочинения «Аджаибуль-Махлюкат». В «Шах-Наме» также есть изображение дракона, выбрасывающаго из своей пасти сноп пламени по направленно к богатырю Рустаму, которому предстояло убить это чудовище.

Pic-Ostr_02.jpg
Об этом подвиге Рустама так рассказано в «Шах-Наме».

Однажды конь Рустама, Рахш убил своими ногами напавшаго на него льва. Когда Рустам увидел это, то сделал выговор своему коню, сказав ему: «Меня Милосердый Господь создал для подвигов, а тебя — для того, чтобы возить меня. Поэтому я пойду усну на берегу источника, а ты ни с кем в общение не входи; но если ты увидишь, что ко мне кто-нибудь будет приближаться, то ты разбуди меня»...

Когда Рустам уснул, на степи появилась аждаха, имевшая 80 аршин длины, и стала приближаться к Рустаму. Тогда конь его Рахш стал бить ногами своего хозяина и разбудил его. Рустам, проснувшись, увидал пред собою страшное чудовище, тотчас взял свой смертоносный меч и стал против аждахи. Аждаха испустила из своей пасти пламя, но Рустам взмахнул мечом и рассёк аждаху на-двое.

В настоящее время, по ворованнию сартов, аждахи встречаются редко, но все-таки появляются иногда в степях и вообще в открытых, пустынных местах. Но рассказов от очевидцев относительно этого я не слышал.

Верование в аждаху до настоящего времени сохранилось также у башкир, у татар и у киргизов.

По верованию башкир обыкновенная змея, прожившая до 100 лет, называется зилан, прожившая 500 лет — аждаха, прожившая до 1000 лет — юха. Последняя может принимать образ человека, животного и т. д., но по милости к людям Аллаха аждахи не могут дожить до возраста юхи. Чуть до берлоги их достигнет дневной свет, как облака поднимают и уносят их на гору «Каф» (т. е. Кавказские горы), лежащую за океаном (?) и наполненную всевозможного рода гадами.

Среди башкир вообще много подобных рассказов. Так, например, в деревне Асыловой (Орского уезда) одному башкиру для устройства колодца понадобилось вырыть небольшую яму в земле. Не успел он углубиться на четверть аршина в землю, как почувствовал, что кто-то там завозился. Башкир испугался и отбежал. Но скоро он увидел на небе небольшую градовую тучу с грозой и бурей, опускающуюся прямо на то место, где он начал было копать колодезь. Из ямы в то же время со свистом и шумом стала выходить и вытягиваться по направлению к туче огромнейшая аждаха, какой до тех пор ему не удавалось видеть.


И вот, соединившись с тучею, аждаха начала подниматься кверху и, приблизительно через полчаса времени, совершенно исчезла в воздушном пространстве. А на томъ месте, где была яма, из которой вышла аждаха, образовалось пещера.


По рассказам башкир, всякий раз во время выхода из земли аждахи, буря свирепствует до-того яростно, что, по-видимому, готова уничтожить всё; раскаты грома раздаются в это время неумолкаемо; блеск молний ослепляет зрение; из тучи сыплется град, и дождь льёт, как из ведра. Несмотря на все это, подобными бурями мало причиняется вреда тем местам, вблизи которых выходят аждахи; зато в местах, непосредственно прилегающих к этим местам, буря свирепствует: срывает крыши с домов, ломает кибитки башкир, разметывает стога их сена и скирды хлеба и т. д. Тот же автор рассказывает со слов сородичей своих, что лет 30 тому назад, недалеко от Наследницкой станции в озере появилась неизвестно откуда огромная змея и начала истреблять приходящую на водопой мелкую скотину; поэтому озеро огородили, чтобы к нему не было доступа. К немалому удивлению и радости жителей, змея эта через несколько времени исчезла. Вероятно, говорили башкиры, она достигла возраста аждахи и была поднята облаком.



Башкиры рассказывают также, что семь лет тому назад, недалеко от кочёвок, принадлежащих деревням Абтикеевой и Мурзакаевой, в колодце обитала змея и глотала ягнят, но теперь скрылась или в недра земли, чтобы доживать остатки лет до возраста юхи, или же поднята облаком, как уже достигшая возраста аждахи.

Лет 40 тому назад в июне месяце около деревни Сибаевой (Орского уезда) из озера Колтыбана вышла и поднялась в облака аждаха, имевшая в длину не менее 60 сажень. В 10 часов утра при совершенно ясной погоде стали перепадать крупные капли дождя, немного спустя, сверкнула молния, грянул гром и пошёл сильнейший град с дождём. Гроза усиливалась, и небольшая чёрная туча стала спускаться на озеро. Вода в озере заволновалась, приподымалась, опускалась и кружилась, а из воды стала показываться голова страшнейшего чудовища с огромными навыкате глазами, наподобие деревянных чашек. Туча, подхватив голову чудовища, начала подниматься кверху, таща за собой и туловище, пятнистого вида с глянцевитым оттенком; наконец, показался и хвост, раздвоенный наподобие вил. Чудовище, поднятое на значительное от воды расстояние, начало вытягиваться, изгибаться и вилять во все стороны хвостом, стараясь освободиться, но, к ужасу всех очевидцев, сорвалось и с грохотом опять упало в воду.



Вскоре после того появилось на небе небольшое, величиною с кошму, белое, как вата, облачко, которое быстрее птицы спускалось к озеру. Когда туча приблизилась к уровню воды, вода заколыхалась сильнее прежнего и стала бить вверх фонтаном. Над этой струей воды жители снова увидели то же чудовище, которое с облаком двигалось прямо на них, причем хвост чудовища волочился и оставлял на земле след в виде борозды. Несомое облаком чудовище то издавало стон, то свистело, или шипело, то загибало кольцом хвост, то сердито ударяло им по своим бокам, желая высвободиться из тучи; но какая-то сверхъестественная сила крепко держала голову чудовища, не давая ему даже пошевельнуть ею. Не имея возможности вырваться, не смотря на все усилия, чудовище мало-по-малу продолжало удаляться вместе с тучей, причем, по мере удаления туловище его под влиянием лучей солнца принимало все более и более красивый, ярко-золотистый цвет (Этнографическое обозрение, Москва, 1892 год, №№ 2 – 3, стр. 245- 247.) .




Среди сартов и киргиз также есть верование, что аждаха, проживши много лет, становится ненасытною и тогда называется юха. Юха только и знает, что глотаеть попадающихся ей животных и не насыщается. Киргиз, ученик VIII класса Ташкентской гимназии, Али Кутебаров разсказывал мне, что, по верованию киргиз, аждахи бывают и верующими мусульманами, и неверными кяфирами. С последними и вели борьбу знаменитые мусульманские герои.


О драконе в житии святого Георгия рассказывается так:



Недалеко от того места, где был похоронен Георгий, близ города Вириты, выходил из озера страшный змий, который опустошал окрестность и заражал воздух смертоносным дыханием своим. Жители той страны не знали, куда деваться от беды, и просили совета у жрецов идольских, ибо были язычники. Жрецы сказали им, что каждое семейство поочередно должно отдавать одного из детей на съедение змию. Не видя никакого средства избавиться от страшного чудовища, жители приняли этот совет, и каждый день новая жертва приводилась к берегу озера. Наконец, очередь дошла до единственной дочери тамошнего царя.

Девица была приведена к озеру и с трепетом ожидала смерти, как вдруг явился ей великомученик Георий в образе светлого юноши на белом коне и вооружённый копьём.

— «О чём ты плачешь!» — спросил он девицу.

— «Добрый юноша», — отвечала она: «Удались скорее, чтобы тебе не погибнуть вместе со мной». И девица рассказала юноше о змие.

— «Не бойся, девица», — сказал он ей: «Именем Бога истинного я избавлю тебя от чудовища».

— «Нет, добрый воин», — возразила она,— «не губи себя. Я уже обречена на смерть; ты не спасёшь меня, а только сам погибнешь».

Едва она выговорила эти слова, как страшное чудовище показалось из озера и стало приближаться к девице. Она громко закричала: «Беги!» Но храбрый воин Господен, оградив себя крестным знамением и призвав в помощь Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, устремился на чудовище и поразил его копьём. Потом он велел девице снять с себя пояс, связать змия и тащить за собою в город. Так и было сделано.

Змий при великом стечении народа был предан огню. Вслед за тем все жители страны приняли христианскую веру.
За эту победу над чудовищем и за мужество среди страшных мучений, святый Георгий называется «Победоносцем» и почитается защитником воинов. (Жития святых. А. Н. Бахметевой. 23 апреля).

Tags: #сказки, Узбекистан, книга, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments