AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Из сборника сказок Остроумова - «Акван-див, Аржан-див и Сафид-див»

Текст примечания Остроумова из сборника сказок Н. П. Остроумова "Сказки сартов в русском изложении".



Предыдущий пост о сказках из сборника Остроумова здесь.  Начало здесь.



                                       II. Акван-див, Аржан-див и Сафид-див

Как видно из предыдущего раcсказа, дивы относятся к роду демонов (джинн) и сотворены Богом из дыма, исходившего от первосозданного огня. Так в книге «Сияр-и-шариф» рассказывается, что Бог Всевышний за много лет до сотворения Адама, создал огонь, а из дыма от этого огня сотворил дивов. (Джинны были сотворены из пламени этого огня, а из света его — ангелы.) В словаре «Гыясу-ль-люгат» сказано, что Ыфрит, находившийся в войсках пророка Соломона, был див, хотя в других мусульманских сочинениях говорится, что Ыфрит был джинн.


Но как бы ни было, верование сартов в происхождение дивов из дыма имеет связь с общим индоевропейским представлением о божестве света, огня. Корень див означает в индоевропейских языках светлое божество: санскритское — дева, латин. деус, греч. теос и деос и др.


Но у индусов словом див обозначаются враждебные человеку демонические существа, и у персов див обозначает злого духа. От персов это верование перешло и к сартам вместе со сказками, основа которых общеиранская. В «Шах-Наме» названы три дива: Акван, Арджанг и Сафид, которых умертвил Рустамъ, и есть два изображения дивов. Они имеют вид покрытого шерстью чёрта с рогами на голове, с большими оскаленными клыками, с когтями на руках и ногах и с длинным хвостом, как показано на приложенном к настоящему выпуску рисунке, заимствованном из «Шах-намы».



Div_.jpg

Дивы обладают необыкновенной силой, но богатыри в сказках, хотя и с трудом, побеждают их. Так о Рустаме в «Шах-Наме» разсказано, что однажды к царю Кайхисрау пришёл пастух и доложил, что кто-то истребляет у него баранов и лошадей. Царь сказал пастуху, что это — див и, обратившись к находившимся около него царям и войску, спросил: «Не может ли кто-нибуд избавить этого пастуха от его бедствия?» — Никто из присутствовавших не принял на себя такого трудного дела. Тогда царь послал письмо в Забулистан к Залу и его сыну Рустаму с приглашением на этот подвиг.


Получив письмо, Зал и Рустам явились к Кайхисрау. Рустам спросил: «Какую службу я должен исполнить?» Царь сообщил ему о просьбе пастуха, а Рустам сказал: «Будет ли это вредоносный скорпион, или див, или аждаха — не спасутся они от моего смертоносного меча». Царь поручил ему убить дива.


— Когда Рустам отправился разыскивать истребителя стад пастуха, див Акван, подобно буре, пронёсся мимо богатыря. Рустам бросил свой аркан с петлёй, но не зацепил дива. Несколко раз он старался захватить арканом дива, но не мог. Так три дня он трудился, наконец устал и лег соснуть близ источника, при подошве горы.


Когда Рустам заснул, див Акван издали увидел его и, подошедши к нему, оторвал часть горы и поднял её на своих ладонях вместе с богатырём. (Этот момент изображён на одном рисунке в «Шах-наме»). Рустам проснулся, и див спросилъ его: «Ударить ли тебя о гору, или бросить в воду?» Рустам просил дива, чтобы он ударил его о гору, но див сделал напротив — бросил богатыря в воду. Милосердый Господь видвинул сушу среди воды, и Рустам спасся, вышел на прежнее свое место, к источнику, где оставались его конь и оружие. Тогда Акван-див еще с большею смелостию приблизился к Рустаму, а богатырь набросил на дива свой аркан и зацепил его за шею. Потом Рустам с силой рванул аркан и, подтащив к себе дива, заколол его своим смертоносным мечом.


Далее рассказывается, что персидский царь Кайкаус предпринял поход в Мазандеран, страну дивов, и попал в плен со всем своим войском. Тогда он послал к Залу, отцу Рустама, письмо просьбой о помощи. Когда Рустам явился, то должен был убить дива Аржанга и дива Сафида (Белого). Див Аржанг пытался сначала запугать Рустама разными страхами, но Рустам не терял присутствия духа и смело выступил против дива. Он слез с коня и, приблизившись к диву, набросил на него свой аркан и подтащил к себе. Отрубив диву голову, Рустамъ бросил её в сторону дивов, союзников Аржанга. Дивы, увидев отрубленную голову Аржанга, разбежались, а Рустам отправился разыскивать дива Сафида. Див Сафид жил в глубокой пропасти вместе с множеством других дивов. Рустам спустился в пропасть и, увидев, что див спит, подумал, что богатырю неприлично нападать на сонного противника. Поэтому он громко крикнул. Див проснулся, схватил жернов и бросил в Рустама. Но Рустам во-время отстранился от жернова и одним ударом своего меча убил дива. Затем он вынул у дива сердце, сделал из него мазь и помазал ею глаза царю Кайкаусу, всему войску его и себе; у всех тогда глаза просветлели, и они освободились из плена.


В новейших сочинениях, касающихся древнего периода Мидо—Персии, при рассказе о развалинах Персеполя, описывается тронная зала Дария I, или «Палата со 100 колоннами», украшенная разными изваяниями. На одном из таких изваяний представлен бой Дария с Дивом или Ариманским зверем. На этом древнем памятнике Див изображён в виде крылатого зверя с когтистыми лапами и длинным хвостом. В борьбе с Дарием Див стоит на задних лапах, а передними лапами стремится схватить своего соперника, но храбрый царь вонзает Диву меч и умерщвляет его. Див в данном случае являтся воплощением зла в мире. Дивы времён Рустама уже утратили свой древний мифический образ и приняли человеческое подобие.
Tags: #сказки, Узбекистан, книга, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments