AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Юноша с золотыми волосами

Когда-то давным давно, в детстве была у меня книжка "Узбекские народные сказки", составителем и редактором которой был известный русский узбекский советский писатель, живший в Ташкенте - Михаил Иванович Шевердин. Книжка 1955 года издания, то есть вполне советская себе.





Книга мне очень нравилась, я любил читать эти сказки. Многое подчерпнул для себя сведений о жизни народов Средней Азии.



И была в этом сборнике сказка про Юношу с золотыми волосами.


Там даже картинка к этой сказке была:




А вот недавно попалась мне в Интернете книжка, которая называется "Сказки сартов в русском изложении" под редакцией Николая Петровича Остроумова - известного учёного-ориенталиста, историка и этнографа, который был одним из первых русских исследователей Туркестана.




Книжка 1906 года издания. Была выпущена в Ташкенте еще до революции.



И в этой книжке одна из самых первых сказок оказалась сказка про юношу с золотыми волосами! Да ещё в двух вариантах!  Очень интересно было сравнить эти тексты. Они оказались очень близки по смыслу, но не совсем идентичны.



Если кому-то интересно, то он сам может сравнить их! Привожу здесь эти тексты ниже.



Сказка из сборника Остроумова:



Баба-Яга и царевич с золотыми волосами

В  древности жил царь. У него было три жены, но ни у одной из них не было детей. Царь был сильно опечален этим, но не знал, как помочь своему горю. Далеко, в другой стране, жила Алмауз-Кампыр (Баба-Яга), страшная прожорливая старуха. У неё голова с большую киргизскую юрту, а рот — с дверь. Она, когда ест, то целых баранов зараз глотает. Пищу себе она готовит в огромном котле, у которого 40 ушей, чтобы могли поднимать его 40 человек. В этом котле варится по 40 баранов или других животных. Мчится она быстро, как вихрь; поэтому, при её появлении, и происходить сильный ветер. Вид свой Баба-Яга меняет, смотря по обстоятельствам. В её власти находятся 40 сильных Дивов, и сопротивляться ей без волшебной силы невозможно. Дети Бабы-Яги—такие же прожорливые чудовища, как и она сама. Они, даже в молодом возрасте, могут пожирать целые туши. Более всего Баба-Яга любить человечье мясо и, чтобы добыть себе любимой пищи, она ходить, под видом нищенки, по городам и уводит к себе малых детей обманом.




Однажды Баба-Яга, под видом нищей старухи, пришла к воротам царского двора и стала просить милостыни. Царь услышал необыкновенный (нечеловеческий) голос нищенки и вышел к ней. Старуха сказала царю: «Скажи мне, чего ты хочешь просить у Бога,— и я всё для тебя вымолю». —«Я бы желал просить себе у Бога детей», — сказал ей царь. Тогда старуха спросила у царя, сколько у него жен, и царь ответил, что у него три жены.—«Вели, сказала старуха, привести их сюда». Царь велел позвать своих жен.— Когда пришли жены царя, Баба-Яга дала каждой из них по яблоку: старшим двум женам она дала по белому яблоку, а младшей дала красное и особенно вкусное яблоко. Баба-Яга сказала царю, что в свое время все три жены его родят ему по сыну, но за это, через семь лет, царь должен будет отдать ей, старухе, царевича, который родится от младшей жены. Царь согласился, и старуха ушла.

Действительно, через определенное время, все три жены царя родили по сыну, и царь был несказанно рад. Но особенно царь радовался, глядя на сына от младшей жены: он был очень большой, красивый и весёлый ребенок. И царь сильно привязался к нему.

Прошло ровно семь лет, и Баба-Яга, опять в образе старухи, пришла к царю и сказала, что семилетний срок прошёл и что, по уговору, царь должен теперь отдать ей младшего царевича.

Царь давным-давно забыл и старуху, и сказанное ей своё обещание; но когда старуха напомнила ему о том, как было дело, царь опечалился, потому что ему очень было жаль расстаться со своим любимцем. Тогда царь сказал Бабе-Яге: «Бабушка старушка! Оставь ты мне этого царевича, а взамен его лучше возьми, что только твоей душе угодно... Я ничего не пожалею для тебя,— возьми только!» Но Баба-Яга ни за что не соглашалась и требовала, по уговору, царевича от младшей жены царя.— После того царь привел двух царевичей от старших жен и предложил старухе обоих взамен младшего. Но Баба Яга и на это не согласилась, а продолжала требовать своё.— Царь, когда увидел, что ничто не помогаете, заплакал и, скрепя сердце, отдал своего любимца старухе.

Баба-Яга взяла царевича и пошла с ним к себе, домой. Дорогой они случайно встретили другую старушку, которая отозвала царевича в сторону и сказала ему: «Сынок! Куда ты идешь с ней? Знаешь ли ты её?» — Царевич ответил старушке, что он не знает, с кем он идёт и куда идёт. Добрая старушка тогда сказала ему, что захватившая его старуха—Баба-Яга, и прибавила: «Ты, сынок, будь осторожнее с ней! Она приведете тебя к себе домой, а в доме у неё есть огромный котел с сорока (40) ушами. Она заставит тебя разжечь под ним огонь и потом, когда котел нагреется, старуха бросит в него курдюк сала и заставите тебя обходить вокруг котла и размешивать в нём сало. Когда ты будешь размешивать сало, Баба-Яга захочет толкнуть тебя в котел, чтобы изжарить в сале и съесть...  Но ты не бойся, а только остерегайся: когда старуха велит тебе обходить вокруг котла и заглядывать в него, ты ей скажи: «Бабушка, бабушка! Ученик не может сразу хорошо выполнять то,  что ему нужно сделать, если ему прежде не покажет мастер; поэтому, ты бабушка, сначала для примера сама обойди котел,  загляни в него, да и помешай сало, а потом уже и я сумею»... Когда же Баба-Яга будет тебе показывать, как это надо делать, и наклонится над котлом, ты и столкни её в котел. Она там изжарится, и ты освободишься от неё».

Предупредив таким образом царевича, добрая старушка распрощалась с ним, и царевич пошел дальше за Бабой-Ягой.
Долго ли, коротко ли они шли, но наконец дошли до жилища Бабы-Яги. Когда они пришли в дом Бабы-Яги, она велела царевичу развести огонь под большим сорока-ухим котлом. Царевич развел огонь под котлом, а у самого душа так и дрожит. Когда котел накалился. Баба-Яга бросила в него курдюк сала и сказала царевичу: «Ну-ка сынок, обойди раз, другой вокруг котла, заглядывай в него, да помешивай сало». Но царевич ответил Бабе-Яге, как его научила дорогой добрая старушка: «Бабушка! у нас есть пословица: «Сначала мастер должен показать, а потом и требовать, чтобы то же сделал ученик». Поэтому ты сама сначала покажи мне,  как нужно размешивать сало, а потом уже и я буду подражать твоему примеру».
Баба-Яга стала обходить котел и нагнулась над котлом. Чтобы видеть, как расходится сало... Тогда царевич изловчился, да и столкнул её в котел... Баба-Яга неистово заревела, застонала, покорчилась и умерла.... Царевич обрадовался, что ему удалось сжить со света Бабу-Ягу,  поблагодарил Бога за свое спасение от неё и сел в раздумье, что ему делать дальше.
Через несколько времени царевич увидел кошку, у которой на шее висели сорок (40) ключей. Царевич поманил к себе кошку, и кошка, ласково мяукая, подошла к нему. Царевич снял с её шеи все сорок ключей и начал осматривать жилище Бабы-Яги. Осмотревшись, он увидел сорок дверей и стал их по очереди отворять. Отпер он одну дверь и увидел, что в комнате сидят девицы. Все они были бледные, худые, измученные. Когда царевич вошел к ним, они начали испуганно кричать, указывая одна на другую: «Я не жирная, а вон она жирная... Она жирная, а я не жирная». (Девицы испугались, думая, что царевич пришел выбрать из них, которую  пожирнее, себе на обед, как это делала Баба-Яга). Царевич успокоил их, вывел из комнаты и отпустил на волю.

Потом царевич отворил вторую дверь и увидел, что в комнате сидят несколько мальчиков. Мальчики тоже испугались и начали показывать друг на друга и кричать: «я не жирный, а он жирный»... Царевич и их успокоил и отпустил на волю.
Таким образом он осмотрел 37 комнат.— В этих комнатах находилась всякая-всячина,  но больше всего съестное.
Когда царевич отворил 38-ю дверь, то увидел, что в комнате были заперты три демона. Он вывел их из комнаты, но не отпустил. Потом он отпер 39-ю комнату и увидел там трех прекраснейших лошадей. И их он вывел из жилища, но не отпустил. Наконец отворил царевич 40-ю дверь. Смотрит,— там сидят особенной, невиданной красоты три птицы. Он взял их с собой и вышел наружу. Здесь царевич обратился к демонам, лошадям и птицам и спросил у них, чем они сами могут услужить ему, если он отпустить их на свободу. Тогда демоны дали царевичу своих волос с головы, птицы дали ему перьев,  а лошади—шерсти. И сказали они царевичу: «Когда мы тебе в чем понадобимся, то возьми ты часть волос, перьев и шерсти нашей и зажги,— мы тотчас явимся к тебе на помощь». Тогда царевич отпустил их на волю.

После того царевич опять вошел в дом Бабы-Яги и заметил, что в одном углу стоят два кувшина с раствором чистаго золота.  Царевич обмакнул в золото свои косички, и волосы его сделались золотыми. Тогда царевич вышел из дома Бабы-Яги и пошел, куда глаза глядят.

На дороге, в степи, царевич встретил пастуха, выпросил у него баранью требушину, надел её себе на голову и сталь походить на паршиваго, противнаго мальчика... Идет он дальше, подходить к одной курганче (загородное жилище) и видит там старую старушку. Старушка эта копается в саду, ухаживает за цветами. Увидя царевича, старушка остановила его и спросила: «Эй ты, паршивый мальчик! Ты кто? Чей ты сын? Куда идешь?»—Царевич ответил, что он — круглый сирота и хочет быть сыном того, у кого нет детей».—«А если так, то будь моим сыном: оставайся у меня, живи, гуляй по саду, любуйся цветами и ешь урюк (абрикосы), шапталу (персики), узюм (виноград), а я тебя буду любить, как своего родного сына», сказала старушка.

Царевич согласился и остался жить у этой старушки. Так царевич прожил у старушки несколько годов. Но вот однажды царевич услышал, что в соседнем городе живет царь, а у царя есть три дочери-красавицы, что младшая дочь всех красивее, и что все эти красавицы сами будут выбирать себе женихов. Царевич услышал, что со всех сторон стал сходиться в тот город народ. Стал и царевич проситься у своей старушки, чтобы она его отпустила посмотреть на царских дочерей. «Куда тебе, паршивому! Кто на тебя, паршиваго, позарится?—Разве такие там будут красавцы?—Сиди-ка лучше дома!» уговаривала его старушка. Но царевич стоял на своем, и старушка отпустила царевича. Тогда царевич взял с собой три пучка цветов,  положил их в корзинку и пошел ...

Пришел он в тот город и видит, что царские дочери в дорогих одеждах сидят в богатых шатрах, а мимо них проходить народ. Лица у них были закрыты прозрачною кисеей, а из-под кисеи блестели их черные глаза. Царевич подошел к царевнам и поднес им цветы. Старшие царевны не приняли от него цветов, а младшая взяла.

На другой день народ собрался к царскому дворцу. На крыше одного здания были устроены красивые сидения для царевен, откуда они смотрели на проходивших юношей, чтобы выбрать себе женихов. В том городе при выборе женихов, был такой обычай, что все молодые люди проходили мимо невесты, а она, кого изберет себе в женихи, тому и бросить яблоко. Вот, и теперь молодые люди в богатых одеждах проходили мимо царских дочерей. Первая и вторая царевны выбрали себе красивых и богатых женихов, а младшая бросила яблоко бедному царевичу, у которого была на голове требушина. Весь народ удивился такому выбору, и сестры старшие рассмеялись над нею ...

Повели все три царевны своих женихов к отцу своему. Женихи двух старших дочерей понравились царю, и царь велел поместить их во дворце, а младший очень не понравился царю, и царь велел отвести ему место в конюшне. Старшие дочери со своими мужьями всегда бывают у отца, а младшую отец не принимал к себе и сердился на нее за то, что она выбрала себе такого плохого мужа ...

По обычаю той страны, царь любил охоту. Однажды он позвал к себе двух старших зятьев и велел им отправиться на охоту. Стали собираться царские зятья на охоту, взяли хороших лошадей, охотничьих птиц и опытных слуг и отправились в степь. Стал проситься и младший зять на охоту, но старшие свояки его даже не ответили на его просьбу и отправились одни.
Тогда царевич достал волосы, перья и шерсть, что дали ему демоны, птицы и лошади в  доме Бабы-Яги. Взял он еще свою именную печать и пошел в лес. Подошел он к лесу, сжег часть волос,  перьев и шерсти,—и вдруг перед ним предстали духи, кони и птицы и сказали: «Чего тебе надобно царевич? Мы готовы тебе во всем служить»... Царевич велел им наловить лучших птиц и принести к нему. Тот час демоны сели на лошадей, взяли ловчих птиц и умчались в лес ...



Немного прошло времени, как демоны возвратились к царевичу и принесли с собой разной дичи. Царевич приказал демонам разложить дичь по сортам и показать ему,  которая всех вкуснее, а потом отпустил их. После того царевич прилег на траву и лежит, как будто отдыхает после охоты ... Тем временем и старшие свояки измученные, усталые, ни с чем возвращались с охоты. Увидели они лежащего царевича, подошли к нему и удивились, что вокруг него много разной дичи и стали у него выспрашивать, где он наловил так много дичи. Царевич показал им на лес. Тогда старшие свояки его обратились к нему с ласковыми словами и начали просить его, чтобы он уступил часть дичи. Царевич не соглашался. Они предлагали ему денег, но он отказался и от денег. Они стали еще больше его упрашивать, и тогда царевич согласился дать своякам часть своей дичи, но только с тем, чтобы они позволили ему положить свою печать на их спинах. Делать было нечего, и старшие свояки согласились. Царевич вынул свою печать и заклеймил им спины, а потом дал им самой плохой дичи.

Возвратились царские зятья домой и приготовили угощение для царя. Когда царь стал кушать дичь, принесенную старшими зятьями, явился к тестю-царю и младший зять его из конюшни со своим угощением и говорит: «Вот, батюшка, попробуйте и моего угощения,— я тоже был на охоте». Царь нехотя взял принесенное кушанье и стал пробовать его. Кушанье это очень понравилось царю, и царь на другой день велел младшему зятю наловить дичи и снова приготовить такое же кушанье. Царевич пошел в лес и опять вызвал духов, лошадей и птиц ... Скоро дичь была наловлена, и царевич приготовил вкусное кушанье, но на дно блюда положил кусочек кизяка и так подал тестю-царю ... Царь кушал с удовольствием, но когда увидел на дне блюда кизяк, приказал призвать царевича и спрашивает его: «Зачем это попал сюда кизяк?»—«Батюшка! ведь я живу в конюшне, где много навозу, и не мог досмотреть, как упал в блюдо кусочек кизяка». Тогда царь велел и младшему зятю жить во дворце, вместе со старшими зятьями.

На другой день царь созвал всех трёх своих зятьев и спросил младшего зятя, почему он лучше всех ловит птиц? Тогда царевич отвечал: «Батюшка! хороших птиц могут ловить настоящие царевичи, а так как я — настояний царевич, а они — мои слуги, то потому все так и выходит». В этот момент царевич сдернул с головы своей требушину, и его золотые косички заблестели. Царь удивился, а царевич сказал царю: «Батюшка! прикажите теперь старшим зятьям своим снять рубашки, и вы увидите на их теле мое царское клеймо. Царь сначала рассердился было, но потом велел старшим  зятьям снять рубашки, а царевич указал на их спины и сказал царю: «Это—мои слуги, потому что — они с моим клеймом». Тогда царь назначил младшего зятя наследником царства.

По смерти тестя, царевич с золотыми волосами начал сам царствовать.

(Эта сказка записана в Ташкенте И. А. Митропольским, со слов ученика 2-й русско-туземной школы Саид- Касыма Сагатбаева).




А это сказка из сборника Шевердина:



Юноша с золотыми волосами

В старые времена жил один виноградарь. Он был сильно опечален тем, что у него не было детей. А на горе жила Алмауз-кампыр, старая-престарая колдунья. Голова у нее была с большую киргизскую юрту, рот — величиной с дверь. Служили колдунье сорок дивов, и никто не мог их одолеть. На обед Алмауз-кампыр съедала целого верблюда, на ужин семь баранов. Пищу она себе готовила в котле, который не могли поднять и сорок человек. Особенно Алмауз-кампыр любила человечье мясо и часто ходила по селам и городам и воровала малых детей.

Пришла как-то Алмауз-кампыр в кишлак, где жил виноградарь, и стала просить милостыню. Услышал виноградарь ее голос и вышел к воротам.

— Эй, человек,—сказала Алмауз-кампыр, — скажи чего ты хочешь,— я все могу.
— У меня все есть,— сказал виноградарь,— только нет у меня сына. Некому будет сложить мои кости в могилу, когда я умру.

Тогда Алмауз-кампыр вынула из сумы яблоко и сказала:

— Дай своей жене съесть это яблоко и у тебя родится сын, но только ставлю тебе условие. Как только исполнится твоему сыну семь лет, ты отдашь его мне, я его научу уму-разуму.
Как сказала Алмауз-кампыр, так и было. Родился у жены виноградаря сын. Был он очень красивый и веселый мальчик. Виноградарь сильно полюбил его и всегда играл с ним сам.

Но вот прошло семь лет и точно год в год, день в день, час в час Алмауз-кампыр пришла в кишлак.

— Семь лет прошло, я пришла за твоим сыном.
— Бабушка,— сказал виноградарь,— оставь мне сыночка, а взамен лучше возьми, что только твоей душе угодно. Я ничего не пожалею. Отдам и дом, и быков и виноградник.

Но никакие уговоры не помогли, и Алмауз-кампыр увела с собой семилетнего сына виноградаря.
Вот идут они по дороге, а навстречу идет старушка (а была это добрая пери). Отвела она в сторону мальчика и говорит ему:
— Сынок, знаешь, куда и с кем ты идешь? Это Алмауз-кампыр. Приведет она тебя к себе домой и заставит разжигать под котлом огонь. Когда котел нагреется, Алмауз-кампыр нарежет кусочками целый курдюк сала, бросит в котел и прикажет тебе мешать его шумовкой. Тут ты и остерегайся. Скажи: «Бабушка, ты сама помешай сало, покажи, как это делается». Как только злая колдунья возьмет шумовку и нагнется, столкни ее в котел. Сказала эти слова добрая пери и исчезла. А мальчик пошел дальше за Алмауз-кампыр.

Все случилось так, как говорила добрая пери.

Стала Алмауз-кампыр топить сало и приказала мальчику его мешать шумовкой.

— Покажите мне бабушка,— попросил мальчик,— как это делается, поучите меня.

Взяла Алмауз-кампыр шумовку, наклонилась над котлом, а мальчик изловчился и толкнул ее.

— Пш-пш-пш!— зашипело в котле. Алмауз-кампыр тут и кончилась.

Захотел мальчик помыть руки, смотрит стоит кувшинчик, полил себе на руки, на голову и стали у него волосы золотые.
Пошел мальчик бродить по дому злой колдуньи. Видит, ходит кошка, а на шее у нее висит сорок ключей. Открыл первым ключом мальчик дверь от большой комнаты, а в ней сорок детей и все они плачут и кричат. Выпустил мальчик детей на волю, а сам стал смотреть, что в других комнатах. А в них было добра видимо-невидимо. Когда мальчик открыл тридцать восьмую дверь, в этой комнате оказалось три добрых дива. Тридцать девятая комната была конюшней, в которой стояло три чистокровных скакуна. А в сороковой комнате в трех золотых клетках сидели три невиданной красоты птицы.

Вышел мальчик из дому и не знает, что ему делать. Тогда добрые дивы дали ему по кольцу, птицы по перышку, а кони по волоску из своих хвостов.

— Мальчик с золотыми волосами,— сказали в один голос добрые дивы, птицы и кони, — когда с тобой случится беда, ты возьми по кольцу, по перышку, по волоску брось их в огонь и мы сейчас же явимся к тебе на выручку. Сейчас лучше уходи отсюда, а то вот-вот прилетят злые дивы — слуги Алмауз-кампыр.

Не стал мальчик с золотыми волосами оставаться в доме страшной Алмауз-кампыр и ушел. Долго ли он шел, мало ли шел, но пришел он, наконец, к старой покосившейся хижине. Вышла из хижины старуха — добрая пери и спрашивает:

— Эй, мальчик с золотыми волосами, куда ты идешь?

— Я круглый сирота, иду, куда глаза глядят.

— Оставайся у меня,— говорит старушка.— Гуляй по саду, ешь урюк, персики, виноград. А я тебя буду любить, как родного сына.

Так прожил мальчик с золотыми волосами у доброй старушки много лет и превратился в красивого юношу. Однажды старушка послала его в соседний город купить муки да рису. Три дочери царя сидели на крыше дворца, увидели юношу с золотыми волосами, и он им очень понравился. А младшая царевна безумно его полюбила. Заболела младшая царевна, похудела, побледнела. Созвал царь всех табибов, знахарей, врачей и приказал вылечить дочь, но не могли они найти никакого лекарства.

Спросил царь у дочери:

— Что с тобой?
И тогда младшая царевна рассказала про юношу с золотыми волосами. Царь устроил большое гулянье, а на крыше дворца приказал постелить ковры и посадить на них своих дочерей.

— Пусть все богатыри моей страны сегодня пройдут мимо дворца,— повелел царь.

Своим дочерям он сказал:

— Кто вам приглянется, в того бросьте розу.

Юноша надел на себя рваный халат, спрятал свои золотые волосы под облезлую меховую шапку и пошел ко дворцу. Когда он проходил мимо дворца, старшие царевны не стали даже смотреть на какого-то бедняка в старом платье и в грязной шапке. Но младшая царевна сразу же узнала юношу с золотыми волосами и бросила в него свою розу. Царь и придворные подивились выбору младшей принцессы. Старшие сестры только посмеялись над ней и бросили свои розы в молодых джигитов, одетых в роскошные одежды.

Всех женихов привели во дворец. Джигиты, которых выбрали старшие дочери, понравились царю. Он велел отвести их в роскошные покои и устроить пышную свадьбу. Юношу с золотыми волосами, которого выбрала младшая царевна, царь приказал отослать в конюшню и дать ему место на подстилке рядом с конюхами.

Попытался царь отговорить свою любимую дочь выходить замуж за бедняка, но она стала плакать так горько, что царь только махнул рукой:

— Дело твое,— сказал он,— только подождем.

Решил царь отложить свадьбу младшей дочери, а там видно будет.

Однажды призывает он к себе зятьев и приказывает им ехать на охоту. Дает он им самых лучших охотничьих соколов, самых лучших коней, самых опытных егерей. Пришел и жених младшей царевны — юноша с золотыми волосами и стал проситься на охоту. Царские зятья начали смеяться.

— Куда тебе ехать! Уж лучше почисть наших коней — это дело тебе больше подходит. Посмеялись, поиздевались и ускакали.
Юноша с золотыми волосами поехал в степь, взял кольцо, волосок и перышко, которые ему оставили добрые дивы, кони и птицы в доме Алмауз-кампыр и бросил в костер. Не успел юноша с золотыми волосами закрыть и открыть глаза, как из-под земли предстали перед ним добрые дивы, кони и птицы.

— Чего тебе надо, о юноша с золотыми волосами,— сказали они,— мы готовы тебе служить.

Юноша приказал им помочь ему добыть как можно больше самой лучшей, самой редкой дичи. Добрые дивы вскочили на коней, взяли ловчих птиц и умчались в горы. Немного прошло времени, и они вернулись, принеся с собой и фазанов, и оленей, и гусей, и антилоп, и лебедей, и куропаток.

Юноша с золотыми волосами приказал дивам оставить добычу и отпустил их. Сам лег на траву и лежит, словно отдыхает после трудной охоты. Тем временем царские зятья скакали по степи, скакали, искали дичь, искали, но ничего не нашли. Всю дичь успели изловить дивы. Намучились зятья, устали и поехали обратно в город. Видят, у дороги на зеленой травке лежит жених младшей царевны, а вокруг него всевозможная дичь. Удивились зятья и начали просить:

— Ничего мы не поймали, стыдно нам возвращаться пустыми. Просим, умоляем — уступи нам что-нибудь из твоей добычи.

— Нет,— ответил юноша,— вы забыли, как смеялись надо мной.

— Возьми все наше золото,— умоляли царские зятья.

— Нет.

— Возьми наших коней.

— Нет.

— До конца жизни мы будем твоими рабами, только избавь нас от позора.

— Ладно,— согласился юноша с золотыми волосами,— но только с одним условием. Я приложу свою печать к вашим спинам.
Делать нечего, зятья согласились. Юноша приложил им к спинам свою печать и дал по нескольку штук самой плохонькой дичи. Вернулись все во дворец, и каждый охотник сам по обычаю той страны приготовил угощения для царя. Царские зятья готовили кушанья во дворцовой кухне, а юноша с золотыми волосами — на очаге возле конюшни.

Начался пир. Тогда юноша с золотыми волосами взял блюда с пловом и кабобом своей стряпни и принес Царю.
— Вот, шах, попробуйте и моего скромного угощения. И я был на охоте, и я подстрелил кое-какую дичь.

Нехотя царь попробовал и плов, и кабоб. Кушанье очень понравилось царю. Недаром юноша жил у доброй пери: она научила его и охотиться, и пищу готовить, и землю возделывать.

На следующий день царь сам позвал жениха младшей царевны и приказал ему:

— Поезжай на охоту. Хорошая у тебя дичь и готовишь ты хорошо!

Юноша отправился в степь и снова ему дивы доставили много дичи. Когда юноша на этот раз готовил кушанье, он положил на дно блюда кусочек кизяка. Царь съел все с удовольствием, но вдруг видит — на дне блюда кизяк.

— Почему попал кизяк в блюдо?— рассердился царь.

— Я же живу не во дворце, а в конюшне,— возразил юноша с золотыми волосами,— вот и не досмотрел.

Стыдно стало царю, и он сказал жениху младшей дочери переехать во дворец.

Собрал царь своих зятьев и спрашивает:

— Почему жених младшей моей дочки с виду такой замухрышка, а на охоте он первый. Его дичь гораздо лучше, чем ваша. Его кушанья — вкуснее.

— А потому,— отвечают зятья,— что этот пастух сам не умеет стрелять, а только как ничтожный раб подбирает в степи, что мы подстрелим, и исподтишка забирает себе самую лучшую дичь.

Тут юноша рассердился и говорит царю:

— Сейчас вы увидите, кто раб, а кто свободный,— и приказал зятьям показать царю спины.

Царь сначала удивился, но затем велел зятьям снять рубашки. Видит, а там печать жениха младшей царевны. Юноша рассказал, как было дело, и снял свою облезлую шапку. Тут все увидели,- что он красивый юноша с золотыми волосами.

Женился юноша с золотыми волосами на младшей царевне и уехал в свою страну к отцу-виноградарю. А добрая пери качала детей юноши и царевны.





Кокандский вариант той же сказки про юношу с золотыми волосами


В древнее время жил царь. У него были три жены, а детей не было.

Однажды пришел к царю неизвестный юродивый (дивана) и, подавая царю три красных яблока, сказал: «Возьми одно яблоко и съешь четверть яблока сам, а остальное отдай первой своей жене; другое яблоко отдай целым второй жене; возьми потом последнее яблоко, и одну половину его съешь сам, а другую половину отдай третьей жене: на следующий год все три жены твои родят тебе но сыну. Сыновей от первой и третьей жен ты оставишь у себя, а сына от второй жены отдашь мне». Царь согласился, взял яблоки и отпустил юродивого. Потом  царь съел четверть одного яблока и отдал остальное первой своей жене; другое яблоко царь целым отдал второй своей жене; одну половину третьего яблока царь съел сам, а другую половину отдал последней своей жене.

Через 9 месяцев жены царя родили каждая но сыну: от первой жены родился сын, но туловище у него было короче обыкновенного на четверть; от второй жены родился красивый и здоровый мальчик с золотыми прядями волос на голове; от третьей жены родился сын, у которого туловище было короче обыкновенного на половину.

Прошёл год. В один день юродивый (дивана) снова пришел к царю и сказал: «Ну, отдай мне теперь сына от второй жены, как ты обещал мне год тому назад». Царь отвечал: «Ладно» и опечаленным пошел к себе во дворец. Не желая отдавать юродивому здорового и красивого своего сына, царь велел привести сына соседа и вывел его к юродивому; но юродивый взглянул на мальчика, сказал: «Нет, и это не тот, не мой». «Царь опять ушел в дом, велел привести сына дальнего соседа и вывел мальчика к юродивому, но юродивый сказал: «Нет, этот не тот, не мой». Наконец, царь решил отдать юродивому своего сына-красавца с золотыми волосами. «Вот этот—мой», сказал юродивый и ушел с мальчиком.— Царь опечалился, много плакал о сыне, но помочь делу не мог.

Долго шел мальчик с юродивым ... Во время многолетнего путешествия мальчик вырос в высокого красивого юношу.— Однажды во время пути позади юноши появилась человеческая голова (калля). Она подкатилась к мальчику и шепнула ему: «С тобой идет не дивана, а шайтан; он в образе диваны приходил и к твоему отцу и теперь ведёт тебя к себе, чтобы съесть тебя. Я — тоже царевич и быль уведен шайтаном и съедет, им. Вот я и предупреждаю тебя... Но ты не пугайся. Когда приведет тебя шайтан к себе в дом, ты увидишь там большой с 40 ушами котел, наполненный кипящим маслом; шайтан возьмет железную палку и велит тебе три раза обойти котел и заглядывать в него, как кипит масло. Но ты ему скажи: «Нет, не пойду я вокруг котла; ты дай мне палку, я подержу её, а ты сам покажи, как нужно обходить котел».— Шайтан пойдет вокруг котла, а ты ударь его палкой; тотчас он упадет в котел, сварится там в масле и издохнет... Тогда ты выгреби золу из-под котла и найдешь в золе кусок мяса: возьми мясо в руки, сядь и жди... Ты сам увидишь тогда, что нужно тебе делать».— Сказала это голова и укатилась вперед ...

Юродивый и юноша пришли наконец в шайтанов дом. Там юноша действительно увидел большой с 40 ушами котел, в котором кипело масло. Шайтан взял железную палку и сказал юноше: «Обойди три раза вокруг котла». Но юноша сказал ему в ответь: «Нет, не пойду: я не знаю, как нужно обходить; ты прежде научи меня и покажи, как мне нужно идти», Шайтан передал юноше палку и сам пошел вокруг котла. Когда шайтан поравнялся с юношей, юноша так сильно ударил его палкой, что он упал в котел с кипящим маслом, сварился и умер. Юноша достал тогда из золы кусок мяса и сел на землю. Вдруг прибежала к нему большая желтая кошка. На шее у неё висели 40 ключей. Юноша бросил кошке мясо, и пока кошка ела мясо, он снял с её шеи ключи и осмотрел внутренние помещения шайтанова дома. В доме было 40 больших, запертых на замки, комнат. Юноша отворил одним ключом первую дверь, увидел большую комнату, а в ней самых лучших коней в миpe и сказал: «Я убил дьявола и пришел отпустить всех вас». Лошади заржали, а одна сказала человеческим голосом: «Отрежь от гривы одной из нас прядь волос и сохрани её; когда ты зажжешь эту прядь, мы услышим запах волос и тотчас прибежим к тебе». Юноша отрезал прядь волос у этой лошади и выпустил всех лошадей.— Другим ключом  юноша отворил вторую дверь и, увидев в этой комнате необыкновенных охотничьих птиц, сказал им: «Я пришел, чтобы отпустить вас». Птицы обрадовались, а одна из них сказала человеческим голосом: «Выдерни у одной из нас перышко: потом, когда ты зажжешь это перо, мы по запаху его тотчас прилетим к тебе». Юноша взял одно перо и выпустил всех птиц. Третьим ключом он отворил третью дверь и увндел в комнате сильных людей, которых дьявол употреблял в пищу. Юноша сказал им: «Я убил дьявола и пришел отпустить вас». Все обрадовались и вышли из дома дьявола.— Потом входил юноша в 4-ю, 5-ю и 6-ю комнаты, нашел там гончих, борзых и других пород собак и сказал им, что отпускает их... Собаки с радости залаяли, а одна сказала человеческим голосом: «Выдерни у меня клок шерсти; потом, когда ты зажжешь шерсть, мы по запаху тотчас прибежим к тебе». Юноша выдернул у этой собаки клок шерсти и отпустил всех собак. Вошел юноша в 7-ю комнату, увидел там жирных свиней и отпустил их на волю, но не взял от них щетины.

Затем юноша по очереди отворял все остальные двери и, находя в комнатам, разных животных, птиц и диких зверей, всем им говорил о смерти шайтана, отпускал их на волю,  а от иных брал но клочку шерсти, или по перу. — Так выпустил он баранов, коз, коров, ослов. верблюдов, львов, тигров, слонов, волков, лисиц, зайцев, кошек и разных птиц.

В последних комнатах юноша нашел много платья разных цветов, такого красивого и дорогого, что его можно бы и в раю надеть на себя. Выбрав несколько лучших штук платья, юноша взял их с собою и вышел из дома шайтана.

Долго шёл юноша и, наконец, пришёл в большой незнакомый город. Когда он входил в город, дочь царя увидела красивого юношу с золотыми волосами, влюбилась в него и пожелала выйти за него замуж.— У царя были еще две старшие дочери, но самою красивой была младшая, которая полюбила юношу с золотыми волосами.

Было время праздника после поста «Рамазана». По случаю летнего времени (*Пост Рамазан совершается в 9-м месяце мусульманского года и бывает во всякое время года, так как мусульманский год лунный и короче солнечного на 11 дней. Примечание Н. Остроумова.)  мусульмане вышли на гулянье в сады или в поля. Царь велел вывести и своих дочерей на крышу дома и через визиря своего приказал им, чтобы они с крыши бросили но комку земли в того мужчину, за которого пожелают выйти замуж. Юноша, освободившись от шайтана, чтобы не быть узнанным по голове с золотыми волосами, надел на себя старое платье, обвязал голову чалмой и пошёл на гулянье. Когда он проходил мимо того дома, на крыше которого стояли дочери царя, старшие дочери не догадались, что в старом платье идет красавец-юноша и пропустили его, не бросив в него комком земли; но младшая дочь-красавица узнала в нем юношу с золотыми волосами и бросила в него комком земли. Старшие две сестры кинули комки земли в других юношей, одетых в красивые платья ... .

Выдавая замуж старшим, дочерей, царь устроил большой, весёлый пир, а когда выдавал младшую дочь за юношу в старом платье, то устроил плохой пир и отвел новобрачным место не во дворце, а в конюшне.

Прошло несколько времени. Однажды царь со своими визирями выехал на охоту и взял в собою двух старших зятьев с их женами, а младшего зятя (с золотыми волосами) оставил с его женою в конюшне. Но младший зять вынул прядь волос, выдернутых из гривы лошади, освобожденной из шайтанова дома, и зажег волосы. В ту же минуту у входа в конюшню быстро появились самые лучшие лошади мира. Юноша выбрал из них две — себе и жене, а затем достал лучшее платье, взятое им из дома шайтана, оделся сам и дал платье своей жене, сел с нею на лошадей и поехал к месту охоты царя. Царь узнал свою дочь, но мужа её не узнал, удивился и спросил: «У тебя был плохой муж, а это — кто?» Дочь рассказала отцу всё, что знала о своем муже. Царь очень рассердился на старших дочерей за то, что они не выбрали себе таких же мужей и приказал  слугам умертвить их.

Потом царь передал царство зятю с золотыми волосами, а сам удалился на покой. Новый царь побывал у своих родителей и, возвратившись в новое свое царство, начал справедливо царствовать. Когда ему было нужно лошадей и собак для охоты, или птиц для пения в саду, он жег волосы и перья, полученные им от животных и птиц, которых выпустил из дома дьявола,— и к нему тот час являлись самый лучили лошади, птицы и собаки.
(Эта сказка записана в Коканде В. Ф. Васильевым со слов ученика Кокандской русско-туземной школы Икрама, сына Кокандского казия Муллы Адыла)
Tags: #сказки, Узбекистан, книга, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments