AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Сорокалетие одного события и судьба одного человека, причастного к нему

21 июля 1969 года человек впервые ступил на поверхность Луны!

Это произошло во время полета американского космического корабля "Аполлон", оборудованного специальным лунным модулем.

Первыми людьми, высадившимися на Луне, были Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. В общей сложности они пробыли на спутнике Земли около двух часов.



Интересно, что схему полета, то есть оптимальную траекторию полета космического корабля к Луне, которую использовали амекриканцы, много ранее - в начале XX века, рассчитал наш соотечественник - Александр Игнатьевич Шаргей, более известный под своим псевдонимом - Кондратю́к Ю́рий Васи́льевич
Это так называемая "трасса Кондратюка".

(Александр Шаргей родился в 1997 году в Полтаве. Окончил Вторую полтавскую мужскую гимназию с серебряной медалью.
В 1916 году поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), но уже в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ. До демобилизации в марте 1918 года воевал на турецком фронте. После Октябрьской революции, как офицер царской армии, был мобилизован в Белую армию, но дезертировал из неё. Потом опасаясь репрессий со стороны советстких властей за своё офицерское прошлое, при помощи своей мачехи Елены Петровны Кареевой раздобыл документы на имя Ю. В. Кондратюка и под эти именем прожил до конца жизни.)




В своей работе «Тем, кто будет читать, чтобы строить», написанной в 1919 году Кондратюк, независимо от Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого. Им также была предложено при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль, что и было реализовано американским агентством NASA в программе «Аполлон».

 

Как блестящий инженер, публиковавший работы по космической тесматике, он в какой-то момент получил предложение о сотрудничестве от С. П. Королева, однако ответил отказом. Судя по всему, причина отказа была в том, что работа над военными проектами подразумевала жёсткий контроль со стороны НКВД. При проверке биографии мог быть вскрыт факт подделки документов и белогвардейское прошлое — со всеми вытекающими последствиями (концлагерями и/или скорым расстрелом).

Во время Великой Отечественной войны он служил в рядах РККА - проходил службу в 110 стрелковой дивизии 33 армии, в должности "Помощника командира взвода 1291 стрелкового полка. Погиб 25.02.1942 года. Похоронен в д. Кривцово Калужской области.

Выполненные им расчеты были использованы американцами при создании лунной программы "Аполлон".
Как писал после успешного завершения американской лунной программы доктор Лоу - американский учёный, задействованный в лунной программе НАСА:

«Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции. Автор её, Юрий Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полёт на орбиту Луны — старт на Луну с орбиты — возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем — полёт на Землю». А это значит — он признал, что полёт американских астронавтов на Луну выполнен по «трассе Кондратюка».


* * *

Именем Кондратюка назван кратер на обратной стороне Луны. В Москве существует улица улица Кондратюка. На Украине учреждена медаль имени Ю. В. Кондратюка.


 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments