AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Из сборника сказок Остроумова - «Рассказ Ташкентского Муллы Абдул-Халима о происхождении демонов»

Из сборника сказок Н. П. Остроумова "Сказки сартов в русском изложении" - «Дополнение I. Рассказ Ташкентского туземца Муллы Абдул-Халима -(Куся ваиз) о происхождении демонов»




Предыдущий пост о сказках из сборника Остроумова здесь. Начало здесь.



I. Рассказ Ташкентского туземца Муллы Абдул-Халима -(Куся ваиз) о происхождении демонов

Есть предание, что однажды Абдулла Ибн-Мас’уд, сподвижник пророка Мухаммеда, спросил его: «Земля на чём утверждена?»
Пророк ответил: «Бог Всевышний сотворил одного быка, у которого от головы до конца хвоста — пять сот лет пути, а расстояние между двумя рогами его — двести пятьдесятъ лет. Земля утверждена на одном роге этого быка.
Однажды шайтан проник в ухо быка и сказал: «Как поживаешь?»

Бык ответил: «Милосердый Господь наложил на меня одну большую тяжесть, а что это такое, — я не знаю».

Шайтан сказал: «На тебя поставлена земля, а из неё появятся осмнадцать тысяч миров, и ты не будешь в состоянии выдержать такой тяжести. Воспользуйся настоящим положением и сбрось с себя эту тяжесть».

Бык поддался искушению шайтана и мотнул головой, чтобы тряхнуть рогом и сбросить землю.

Тогда Милосердый Господь повелел одной мухе: «Поди заползи в нос к быку и ужаль его».

Муха заползла в нос к быку, ужалила его и оставила яд, тогда бык заревел громким голосом и потому стал называтся «ревуном» (бакар).

Милосердый Господь сказал: «Ты согласился на слова шайтана и обнаружил нетерпение; за это я дал власть над тобою мухе, и она будет кусать тебя до самого воскресения мёртвых; как скоро ты таким образом окажешься непослушным, то всякий раз муха будет ядовито жалить тебя». — В настоящее время причиною землетрясений служит то, что бык, как припомнит искушение шайтана, то и хочет сбросить с себя землю. Земля тогда начинает трястись, но вышеупомянутая муха тотчас кусает быка, и он успокаивается.

Еще тот же Абдулла Ибн-Мас’уд спросил: «На чём стоят четыре ноги этого быка?»

Пророкъ ответилъ: «Премудрый Господь сотворил одну рыбу, у которой от головы до хвоста пятьсот лет пути. Ноги быка стоять на этой рыбе».

Ибнъ-Мас’уд спросил: «А рыба эта на чём?»

Пророк ответил: «На воде».

— «А вода на чём?»

—Ответь: «На ветре».

— «А ветер где?»

—Ответ: «Над адом».

—«А ад на чём?»

Пророк ответил: «Ад — в одном блюде».

— «А это блюдо на чём?»

— «В руке одного ангела».

— «А этот ангел на чём?»

— Пророкъ ответил: «На черве, а имя того ангела «Дарьяил».

— «Где находится этотъ ангелъ?»

— Ответь: «Под седьмым ярусом ада».

В седьмом ярусе ада Бог Милосердый сотворил из огня волчицу, по имени Нимлис, и тигра, по имени Хыблис, и повелел им быть, как мужу с женой, — и они сделались супругами. Родился у них первый ребёнок, они дали ему имя Иблис. И ещё дочь, по имени — Джинна. Во второй раз родился сын, которому имя — Див, а после него дочь, которую назвали Аджина. В третий раз родился сын, которому дали имя Шайтан, и дочь, имя которой было — Албасты. И так далее, потомство их размножилось. — В Коране, в главе «Милостивый» (55) сказано, что джинны сотворены из огня.

Бог сказал Нимлисе и Хиблису: «Пережените друг на друге своих детей, которые не рождались двойнямя». Отец и мать Иблиса сказали сыну: «Ты бери за себя Албасту», а Иблис не послушался и сказал: «Я возьму за себя Аджину, а Албасту не возьму».
Иблис с гневом отвернулся от родителей и потом удалился в угол седьмого ада и тысячу лет каялся там. Когда такое раскаяние Иблиса сделалось очевидным прочим адам, шестой ад обратился к Богу с просьбой, чтобы и там можно было видеть подвиг Иблиса.

Богь Милосердый принял эту мольбу и вывел Иблиса в шестой ад, и здесь он тысячу лет каялся.

Услышали об этом остальные ады и просили Бога о том же, и их моленье исполнилось: Иблис в каждом аду по тысяче лет каялся и молился и, по окончании семи тесяч лет, вышел из первого ада.

Тогда первая земля обратилась к Богу с такою же просьбой, и её желание было исполнено: Иблис провёл на первой земле в покаянии тысячу летъ и т. д. Словом: на всех семи землях Иблис каялся по тысяче лет: не осталось ни одной земли, на которой Иблис не касался бы своим лбом.

В семи адах и на семи землях он пробыл четырнадцать тысяч лет, да между небом и землёй Иблис провёл в покаянии также четырнадцать тысяч лет.

По окончании 28,000 лет покаяния Иблиса, первое небо и звезды пожелали также видеть Иблиса, и Милосердый Господь, приняв их мольбу, вывел Иблиса на первое небе. Там он провёл тысячу лет в покаянии и, последовательно восходя на семь небес, провёл так семь тысячъ лет в подвигах благочестия. Поднявшись отсюда к престолу Божию, Иблис семдесят две тысячи лет провёл там в служении Богу.

За такое благочестие Иблиса Милосердый Господ дал ему имя «Азазил» и сделал его учителем ангелов, которым он должен был преподавать уроки веры и благочестия. Восемь тысяч лет он провёл в учительстве. После этого, когда Милосердый Господь восхотел сотворить человека и поселить его на земле, Иблис воспротивился такой воле Божией. — Об этом рассказывается подробно в «Книге тайн», где приведены стихи из Корана (гл. 38 ст. 69) и преданий.

Некоторые из джиннов, также албасты, дивы и аджины давно уже приняли веру ислама, сделались мусульманами и выразили желание ходить в разных видах по земле до кончины мира. Пророк сотворил молитву, и потомки их до настоящего времени ходят во всех местах, в разных видах: иногда они являются в человеческом образе, иногда в образе животных. А те из них, которые не приняли ислама, были заперты в Кавказских горах, по молитве пророка Соломона.

Джинн и Аджина — дети Нимлисы и Хыблиса. Они во всякое время ходят по земле и могут принимать различные образы и разные цвета. Так, например, когда они показываются пред людьми, то являются в образе осла, или козы, или в виде огня, даже в виде телеги. Местами их обыкновенного пребывания служат кучи золы и навозные места, а пищею им служит всякая падаль. Когда находящиеся в состоянии телесной нечистоты лица совершают омовение близ навозных куч, на своих дворах, тогда подвергаются влиянию джиннов и аджины.

Люди, видившие духа-албасты, рассказывают, что албасты большею частию находятся в развалинах построек и под ореховыми деревьями и там моют свою косматую голову. Люди, испорченные духом албасты, в большинстве случаев не поправляются, а люди, которых коснулись джинн или аджина, поправляются. В состоянии демоническом они рвут в лоскуты свои одежды и едят всё, что ни попадется им на глаза — дозволенное законом и запрещенное. Так, например, когда люди, находившиеся под влиянием джинна или аджины, поправляются, при помощи молитвы, и их спрашивают о их прежнем состоянии, то они рассказывают, что жить на земле и не видеть джинна — значить не испытать удовольствий, наслаждения, так как джинны и аджины, одни в образе мужчин, другие в образе женшин, составляют маленькие собрания, вроде войска: один из них садится на троне, подобно царю, а все npoчие располагаются около него рядами и находятся как бы на службе; одежды на них позолоченные, и сидять они на позолоченных подушках, лежащих на пышных тюфяках; повелитель приказывает им достать золота и серебра, а иногда заставляет подчиненных поднимать свой трон и прыгат с ним во всех направлениях. Когда всё это видишь пред собой, то никаких других мыслей и чувст не испытываешь, кроме весёлого смеха; тогда, кроме радости, никакой заботы не бывает. Когда же испорченный джинном или аджиной освободится от их сообщества и поправится, то увидит, что троном джиннам служила простая куча золы и всякаго сора, а золотом и сребром — обломки иголок, гвоздики и железки.



Изложенный устный рассказ Муллы Абдул-Халима, очевидно, основан на общем веровании мусульманских народов в джиннов, как оно изложено в разных местах Корана; но это верование по своему происхождению древнее и Корана, так как арабы-многобожники в доисламскй период поклонялись джиннам (Коран гл. 6, ст. 100; гл. 34, ст. 40; гл. 37, ст. 158).


В Коране о джиннах говорится, что они — создания Божии и сотворены из огня самума, из огня без дыма (гл. 15, ст. 27; гл. 55, ст. 14). Они были созданы уже после неба и земли, но прежде человека (гл. 18, ст. 49), и сотворены для поклонения Богу (гл. 51, ст. 55). Особенность их природы составляет то, что они могутъ иметь половые сношения с людьми (гл. 55, ст. 56 и 74) и вводить людей в заблуждение (гл. 41, ст. 29). Это произошло уже после падения их. Но Бог не оставил их без своего попечения: из них же бог избирал преданных себе слуг и посылал к их братьям с проповедью об истинной вере (ислам). Некоторые из них раскаялись и приняли истинную веру, а некоторые остались в своём заблуждении: есть джинны верующие мусульмане, и есть неверующие (Кор. гл. 72, ст. 11 и 14). Некоторые джинны сделались верующими, когда послушали чтение Корана (гл. 72, ст. 1—5; гл. 46, ст. 28—30). Некоторые нераскаянные джинны продолжали совершать разные преступления и были наказаны Богом: они горят в адском огне, служа для него дровами (гл. 72, ст. 15).— Другие, имея злую волю и стараясь проникнуть в небесные тайны, пытаются подниматься на небо, чтобы подслушать разговоры небожителей, но ангелы, стражи неба, отгоняют их (гл. 55, ст. 33 - 35 ; гл. 72, ст. 8—9), бросая в них раскалённые камни (падающие звёзды). Будучи такими вредоносными существами, джинны не всем людям могут делать зло (портить): против них можно употреблять разные заклинания. Пророк Соломон держал джиннов в полном подчинении себе: они находились в его войске (гл. 27, ст. 18), строили и работали для него, что он приказывал (гл 34, ст. 11 — 12; гл. 38, ст. 35), даже доставали для него жемчуг из моря. Один из джиннов, подвластных Соломону, назван в Коране даже по имени. Это — Ыфрит. Он отличался особым могуществом и высказывал Соломону свою готовность принести к нему трон Савской царицы, прежде чем Соломон встанет с места (гл. 27, ст. 38 - 39 ).


Вера в джиннов до настоящего времени распространена среди сартов и киргиз и непоколебимо держится, наводя на селения страх: кого коснется влияние джинна, тот впадает в тихое умопомешательство и считается юродивым (дивана). Изступлённое состояние, бешенство считается также последствием влияния джинна. — Любопытно, что туземцы иногда говорят: Чирчик-джинны (кирг. джынды Чирчик), т. е. Чирчик — бешеный, очевидно, желая этим указать на быстроту и силу течения этой реки, часто срывающей мосты и плотины.
Tags: #сказки, Узбекистан, книга, личное
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments