AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Из сборника сказок Остроумова - «Три царевича. Волшебные действия младшего царевича»

Сказка из сборника сказок Н. П. Остроумова "Сказки сартов в русском изложении".

Предыдущий пост о сказках из сборника Остроумова здесь.  Начало здесь.


                       Три царевича. Волшебные действия младшего царевича


             
В одном большом городе жил-был царь. У царя было три взрослых сына. — Однажды отправились они на охоту и, выехав из города, добрались до места, от которого дорога расходилась на три разные стороны. Здесь братья порешили не возвращаться к отцу, а идти дальше и погулять по свету. Старший брат пошёл по правой дороге, средний брат — по средней, а младший брат — по левой.


Долго шёл старший брат, много видел разных городов, но ни одна из виденных им стран не понравилась ему: в некоторых странах был царь жесток, в других — поданные дурные. Наконец пришёл он в один город, прожил там несколько месяцев и увидел, что город этот не похож на виденные им прежде города. Царь здесь был добрый, справедливый, и подданные были люди работящие, а потому и жили все богато и счастливо. Путешественник отправился к царю и заявил ему, что желает служить у такого справедливого царя. При этом он сказал царю, кто он сам и откуда пришел. Царь города был бездетный, он взял к себе на службу молодого пришельца и полюбил его. Через годъ царь назначилъ иностранца-пришельца своим наследником, а еще через год царь умер, и молодой царевич, пришедший из другой страны, сделался царём в этом городе. Подданные его полюбили.


Средний брат, отправившийся по средней дороге, был также во многих царствах и городах, но ни одно из виденных им месть не понравилось ему. Наконец он пришёл в тот город, где царствовал его старший брат и, узнав в царе брата, попросился к нему на службу. Царь-брат назначил его своим главным визирем. Вспомнили они о младшем брате и порешили найти его. Однако, не смотря на все старания, царь и визирь никаких известий получить не могли о младшем своем брате.


Долго шёл младший брат по левой дороге и наконец увидел впереди себя трёх ссорившихся между собой чертей. «О чём вы ссоритесь?» — спросил он их. Черти отвечали: «Вот от пророка Сулеймана (Соломон) остались нам четыре вещи: ковёр, палка, чашка и скатерть; теперь мы и не знаем, как нам разделить их поровну: один желает взять ковер, и другие два тоже ковёр просит. Будь добр — научи, как все вещи поделить нам поровну». — «Что же в этих вещах удивительного, что вы так ссоритесь из-за них»? — опять спросил царевич. Черти отвечали: «Если взять эту палку, толкнуть ею человека, животное или какую-либо вещь и сказать: «По могуществу Божию, по велению пророка Сулеймана (Так называется в Коране сын царя Давида, премудрый Соломон, которого основатель ислама признавал пророком. Пророку Соломону по учению Корана были подчинены все духи: они строили и работали для Соломона всё, что он приказывал им, доставали для него жемчуг со дна морского. Таким образом, призывание имени Соломона могло оказывать влияние и на волшебство. Примечание Николая  Остроумова.), превратись в то-то!», тогда этот человек, животное или вещь тотчас превратятся в желаемый образ; если вылить на превращённый предмет воды из чашки и повторить те же слова, то превращённый предмет снова примет свой прежний вид. Если взять ковёр, расстелить его по земле, сесть на него и сказать: «По могуществу Божию, по велению пророка Сулеймана, неси нас туда-то!», то ковер тотчас поднимется и полетит, куда ему приказано. Если сказать скатерти: «По могуществу Божию и по веленнию пророка Сулеймана, раскройся!», то скатерть развернётся, и на ней найдёшь различные кушанья».


Выслушав объяснение чертей, младший царевич сказал: «Не ссорьтесь, я научу вас, как поделить ваши вещи. Принесите мне лук со стрелою. Вот у меня кольцо, я привяжу его к стреле и пущу стрелу из лука, а вы побежите и найдите мне кольцо. Кто первый найдет кольцо, тот возьмет себе ковёр; кто добежит до стрелы вторым, тот возьмёт палку и чашку, а последний возьмёт себе скатерть».


— Черти согласились и принесли лук. Царевич привязал к стреле своё кольцо, пустил стрелу из всей силы, и черти бросились за стрелою. От чертей остались три лошади. Царевич подрезал у ног лошадей жилы выше копыта, чтобы лошади не могли бежать, взял все упомянутые вещи, разостлал на земле ковёр, сел и сказал: «По могуществу Божию, по велению пророка Сулеймана лети отсюда быстрее». Ковёр тотчас поднялся и полетел, куда указал царевич. Скоро возвратились черти и, не видя ни человека, ни вещей, догадались, что они обмануты и бросились было к своим лошадям, чтобы ехать вдогонку, но тут они увидели, что лошади их не могут двигаться: у лошадей были подрезаны жилы.


Долго летел ковёр с царевичем и остановился по приказанию своего нового хозяина в одном болшом городе на берегу реки. Царевич остался здесь и вскоре увидел седую старуху, которая с большим кувшином шла за водой. Старуха опустила кувшин в реку, зачерпнула воды, но не могла поднять кувшин и сказала: «Боже мой! Боже мой! Нет у меня ни мужа, ни детей, ни родственников и никого, кто бы помог мне носить домой воду». — «Что ты говоришь, бабушка?» — спросил её царевич. «Вот, добрый человек, зачерпнула я в кувшин воды, а поднять-то кувшин силы у меня не хватает. И нет у меня никого, кто бы помог мне»! — «Дай, я донесу кувшин до твоего дома», — сказал царевич, поднял кувшин, донёс его до дома старухи и поставил у дверей. Тогда старушка спросила его: «Скажи, добрый человек, откуда ты приехал? Я вижу, что ты иностранец». — Сын царя рассказал старухе о себе и добавил: «Теперь я буду жить с тобой и буду помогать тебе, как сын твой».— И стал сын царя жить со старухой.


Однажды, выйдя на улицу из дома старухи, царевич увидел, что с востока взошло солнце, а в то же время на западе появилось другое солнце. Царевич удивился и спросил у своей названной матери: «Много я путешествовал, но нигде не видел, чтобы солнце светило с двух сторон, а тут вижу. Что это значит?» — Старуха отвечала: «У нас живёт одна пяри, самая красивая из всех пяри миpa. С восходом солнца она начинает летать на западе и кажется нам вторым солнцем». — «Можно ли её видеть?» — спросил царевич. — «Можно, отвечала старуха, но за это нужно заплатить 1000 тяньга (Тяньга — серебряная монета в 20 коп. 1000 тяньга — 200 руб. Примечание Николая Остроумова.)»  У царевича были деньги, и он порешил заплатить 200 р., чтобы увидеть пяри. Старуха указала ему дворец пяри, и молодой человек отправился туда с деньгами. На дороге ко дворцу царевич спрятал чашку и скатерть, доставшиеся ему от чертей, а палку и ковёр взял с собою.


При входе во дворец пяри, царевич заплатилъ 1000 монет и вошёл во внутренние комнаты. Здесь он увидел красавицу-пяри и в песнях, плясках и играх провёл с нею целую ночь. Когда настало утро, царевич взял вещи свои и вернулся к своей названной матери-старухе.


Так царевич еще несколько ночей веселился с пяри и платил ей каждый раз по 1000 тяньга. Наконец, он сосчитал свои деньги и увидел, что у него осталось всего только 1000 тяньга, т. е. столько, сколько нужно заплатить за одну весёлую ночь с пяри. Несмотря на это, царевич решил истратить последние деньги и, придя на следующий день во дворец пяри, отдал ей последние деньги, а палку и ковёр поручил одной из её прислужниц. Провеселившись целую ночь, царевич на утро потребовал от прислужницы свои вещи, но та отказалась, говоря, что никаких вещей он ей не давал. Царевич не стал с нею ссориться и отправился к своей названной матери и провёл у неё день. Когда настал вечер, царевич опять пошёл во дворец пяри, но здесь без денег его не пустили в комнаты. Тогда он попросил вызвать к нему пяри, и когда она вышла из дворца, царевич начал просить её, чтобы она приказала пустить его во дворец. «А деньги принес?» — спросила его пяри. Царевич сконфузился и сказал, что денег у него больше нет. Тогда пяри толкнула его в грудь и грубо сказала: «Без денег здесь нет тебе места!»


Опечалился царевичъ и вышел из дворца. Позади дворца он увидел густую аллею из тополей и остался переночевать там. Переночевал он и подумал: «Место тут хорошее и от красавицы-пяри недалеко», подумал так и решил навсегда здесь поселиться. Тосковал царевич по красавице-пяри и плакал и, наконец, лишившись рассудка, сделался юродивым (дивана), начал курить анашу (Анаша или гашиш — наркотическое вещество, приготовляемое из индийской конопли; прибавляется к табаку для одурения курящих. Примечание Николая Остроумова.), жил грязно, ходил по улице в изорванном платье, оброс волосами и отпустил длинные ногти.


Так жил царевич целых 9 лет, потом стал понемногу приходить в сознание.


Долго ждал старик-царь возвращения своих сыновей. Наконец, он призвал своих визирей и сказал им: «Разыщите мне трёх моих сыновей. Уже 10 лет прошло, как они отправились на охоту и не возвратились».


Два визиря с войском в 30 тысяч отправились. Долго ехали визири, много видели они разных городов, но нигде не встретили сыновей царя своего. Наконец, приехали они в большой красивый город и на окраине его увидели прекрасный дворец, окружённый высокими тополями. Здесь они остановились отдохнуть. Обходя и осматривая дворец снаружи, визири встретили там молодого человека с длинными волосами на голове, с большими ногтями на руках, босого, грязного, одетого в изорванное платье, — юродивого. Юродивый подошёл к ним и спросил, кто они, откуда и зачем приехали. Узнав причину их приезда, юродивый рассказал им и свою жизнь за все прошедшие 10 лет. Визири узнали в этом юродивом сына своего царя, обрили ему голову, умыли, одели в хорошее платье и хотели везти его к отцу-царю; но молодой человек не забыл обиды от пяри, не забыл и свою палку и ковер, присвоенные прислужницей пяри. «Дайте мне 1000 тяньга, а сами поезжайте к моему отцу. У меня здесь есть ещё одно дело. Покончив его, я возвращусь домой», — сказал царевич.


Визири дали царевичу 200 р. и уехали с войском к царю своему. А царевич достал свою чашку и скатерть, которые он спрятал, когда в первый раз шёл к пяри, вошёл с этими двумя волшебными вещами во дворец пяри и потребовал, чтобы его пустили к ней. Отдав деньги, полученные от визирей, он вошёл в комнату и здесь по-старому в песнях и плясках провёл с красавицею-пяри всю ноч. На заре царевич сообщил ей, что он выезжает из этого города и хотел бы эту последнюю ночь сделать памятною для себя. Пяри согласилась. Тогда царевич предложил ей выпить чашку вина и остаток вылить ему на голову. Пяри исполнила, как сказал царевич. Затем он налил вина в свою волшебную чашку, отпил вина, а остаток вылил на голову пяри и проговорилъ: «По могуществу Божию, по велению пророка Сулеймана, сделайся обезьяной!» Тотчас красавица-пяри превратилась в маленькую обезьяну, а царевич укоризненно сказал: «Сколько я потратил денег, проводя с тобой вечера в плясках и песнях, а как только деньги все вышли у меня, ты не согласилась пустить меня к себе даже и на один час и ещё грубо толкнула меня в грудь! Вот тебе за всё это наказание — будь обезьяной и всюду следуй теперь за мною!» — С этими словами царевич вышел из комнаты пяри.


В передней он увидел прислужницу, присвоившую себе волшебную палку и волшебную скатерть. Царевич зачерпнул из арыка в свою чашку воды, вылил из чашки воду на голову прислужницы и сказал: «По могуществу Божию, по велению пророка Сулеймана, будь ты, как и хозяйка твоя, обезьяною!»


Прислужница обратившись в обезъяну, бросилась царевичу в ноги и с горьким воплем стала просить его: «Пожалей меня, добрый человек! Сделай меня опять человеком, — я тотчас возвращу тебе твои вещи», — «Неси их сюда», — сказал царевич.


Прислужница-обезьяна принесла царевичу палку и скатерть. Царевич взял палку и, толкнув ею обезьяну, сказал: «По могуществу Божию, по велению пророка Сулеймана, будь человеком!» После этих слов, обезьяна снова превратилась в женщину. Царевич оставил её во дворце, а сам вышел на двор, и пяри-обезьяна вышла с ним.


Выйдя из дворца, царевич расстелил по земле волшебный ковер, положил на него волшебные палку, чашку и скатерть, посадил на ковёр пяри-обезьяну, сел сам и сказал ковру: «По могуществу Божию, по велению пророка Сулеймана, неси меня в тот город, где живёт мой старший брат!» — Ковёр  тотчас поднялся и полетел.


Долго летел ковёр и наконец опустился у ворот одного большого города. Царевич сошёл с ковра, завернул в него свои вещи и вместе с обезьяной-пяри вошёл в город.


На каждой улице этого города были поставлены столбы, а от них шли проволоки во дворец царя. Удивленный этим путешественник спросил у горожан, куда ведут все эти проволоки. Ему отвечали: «Ты, должно быть, иностранец, если не знаешь, зачем протянуты эти проволоки. Царь наш так справедлив, что принимает жалобы не только от людей, но и от животных, если их обидит человек; кто из животных пожелает жаловаться царю, то спиною своею толкает проволоку, и тотчас во дворце звонит колокольчик, привязанный к концу каждой из проволок».


Услышав это, пяри-обезьяна подбежала к проволоке и толкнула её своей спиной. Тотчас появились воины, взяли царевича с его вещами и обезьяной, привели их во дворец и представили царю.


— «Зачем ты звонила?» — спросил царь обезьяну.


— «Была я красавица-пяри и жила в таком-то городе, но вот этот жестокий человек превратил меня в обезьяну и велел мне везде следовать за собою».


Тогда царь сказал царевичу: «Покажи мне, как ты превратил пяри в обезьяну и потом расскажи, зачем ты это сделал?» Царевич взял свою волшебную палку, толкнул ею обезьяну и прошептал известное заклинание, — и обезьяна превратилась в красавицу-пяри. Тотчас во дворце, в городе и в окрестности сделалось так светло, как будто бы светили два солнца. Но царевич взял свою чашку, велел принести себе воды и вылил воду на голову пяри с произнесением известных слов, — и красавица снова превратилась в обезьяну.


После того царевич рассказал царю всю свою жизнь, начиная с того, как он с братьями отправился на охоту, как встретил на дороге чертей и завладел их волшебными вещами, как встретился потом с пяри, сколько потратил на неё денег и как она выгнала его и толкнула, когда он пришёл к ней без денег ...  Далее царевич рассказал, как он сделался юродивым (диваной) и жил около дворца пяри, как нашли его визири, посланные отцом его и как он наказал коварную пяри ...  «А теперь», — закончил царевич, — «я ищу своего старшаго брата, чтобы с ним вместе отыскать среднего брата и возвратиться потом к старику отцу».


Царь с сердечным трепетом дослушал до конца речь царевича, прослезился, обнял его и сказал, что он — брат его. При этом он рассказал царевичу о собственных приключениях и приказал позвать своего брата-визиря. Долго все три брата радовались неожиданной встрече и порешили построить в память своего свидания большое здание для школы (мадраса) и обезпечить её содержание вакуфом (капиталом и землями). Коварную же пяри за оскорбление младшаго брата они решили обратить в осла и сорок лет на нём возить кирпичи на постройку мадрасы, а потом выгнать из города и оставить в ослином образе до конца миpa, чтобы пяри не могла более завлекать своими ласками других молодых людей.


Затем царь (т. е. старший брат) уступил своё место второму своему визирю, а сам с обоими братьями отлетел на волшебном ковре к своему отцу-старику.


Старик-царь от радости по случаю возвращения пропадавших трёх сыновей своих  сделал пир на весь мир.


Народ веселился, пил и ел у царя целыхъ 30 дней — один месяц.



(Эта сказка записана, со слов кокандского сарта В. Ф. Васильевым).
Tags: #сказки, Узбекистан, книга, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments