AnatTs (sted_ats_02) wrote,
AnatTs
sted_ats_02

Из сборника сказок Остроумова - «Бедный мальчик, сделавшийся царём»

Еще одна сказка из сборника сказок Н. П. Остроумова "Сказки сартов в русском изложении".



Предыдущий пост о сказках из сборника Остроумова здесь. Начало серии постов о сказках из сборника Остроумова здесь.



Бедный мальчик, сделавшийся царём

Жил старик со старухой. Они имели одного сына и жили очень бедно.


Однажды старуха напряла 5 фунтов ниток, дала их сыну и сказала: «Ступай, продай нитки и купи нам хлеба». Мальчик продал!» нитки на базаре за рубль и отправился за хлебом.


На дороге он увидел нескольких дурных мальчиков, которые хотели убить собаку, и сказал им: «Не бейте собаку, а лучше отдайте её мне». Шалуны отвечали: «Дай нам рубль и возьми собаку». Мальчик пожалел собаку, отдал шалунам рубль и унёс собаку домой.
«Что ты принёс, сын мой?» спросила его мать  —  «Я принес собаку», — сказал сын: «Мальчики хотели убить её, но я сжалился над нею и купил её на деньги, полученные за твои нитки». — «Ах, ты глупый!» перебила его мать. «Мы здесь сидим голодные, а ты последний рубль отдал за собаку; смотри больше не делай так».
Через несколько дней мать опять напряла 5 фунтов ниток и послала сына на базар продавать их, чтобы на вырученные деньги купить хлеба.


Сын на базаре продал нитки за рубль и пошёл покупать хлеб. На дороге он увидел, как несколько дурных мальчиков хотели убить крылатого змея. «Не убивайте змея, а продайте его мне!» просил их мальчик. «Дай нам рубль и возьми себе змея», отвечали шалуны.— Мальчик сжалился над змеем, отдал шалунам деньги, а змея положил за пазуху и отправился с ним домой.—«Что ты принес, сын мой?» спросила мать — «Я принес змея: мальчики хотели его убить, но я купил у них его на деньги, вырученные от продажи твоих ниток».— Мать сильно рассердилась, прибила сына и выгнала его из дома, крича: «Убирайся, откуда пришел! Ты больше не сын мне, если так поступаешь».— Мальчик горько заплакал!». Наконец, он взял змея, положил!» его за пазуху и вышел за город … .

Шел он пять дней и пришел в пустыню, где не было ни травы, ни деревьев, ни воды. Мальчик сильно устал и захотел есть.


Тогда змей человеческим голосом спросил его, не хочет ли он есть! — «Да, очень хочу», — отвечал мальчик. Змей сказал: «Посмотри у меня под крылом: там есть одна ямба» (Ямба — серебряные слитки разного веса, употребляемые китайцами в торговле. Примечание Николая Остроумова.) . Мальчик вынул из-под крыла змея ямбу и, обрадовавшись, пошел быстрее.


Скоро он дошёл до города и, остановившись на рынке, купил себе пищи и наполнил свой пустой желудок. Отдохнув, мальчик отправился дальше. Долго шел он. Наконец, змей сказал ему: «Теперь скоро будет жилище моего отца: здесь ты поживи пять-шесть дней, а потом, если захочешь, отправляйся домой. Отец мой будет спрашивать у тебя, что ты желаешь получить от него на память, и ты не проси ни земли, ни воды, ни города, а проси котёл да скатерть, которая открывается и закрывается, по желанию хозяина: проси также осла, который, по желанию хозяина даст из своего рта золото, и дубинку, которая будет бить всякого по приказанию хозяина».

Между тем отец змея узнал, что его пропавший сын возвращается, и приказал своим людям выйти с трубами и барабанами на два дня пути от столицы для встречи сына. Там змей-отец с радости 40 дней и 40 ночей веселил себя и народ. Вернувшись в столицу, отец-змей еще 7 дней и 7 ночей веселил и угощал мальчика, который спас его сына от смерти. Прошло несколько дней после пира. Мальчик по совету змея-сына, опустил вниз свои глаза и начал притворяться скучным. Змей-отец удивился этому и начал спрашивать мальчика: «Что ты, сын мой, так печален? Уж не хочешь ли ты уходить от нас домой?» — «Да, мне пора уже возвращаться домой», отвечал хитрый мальчик. — «Если ты уходишь, проси у меня, чего только хочешь», — сказал змей.— Ничего мне не нужно дорогого: дай мне только котёл, скатерть, осла и дубинку», — сказал наученный мальчик. «Возьми лучше денег, сколько пожелаешь», — сказал змей. — «Нет, денег мне не нужно, а дай то, что я прошу».— «Возьми лучше земли, воды, или еще чего хочешь, но не бери котёл, скатерть, осла и дубинку», — стал упрашивать змей. — «Нет, ничего мне не нужно: дай только то, что я прошу у тебя» ... Змей не мог отказать спасителю своего сына в просьбе и отдал ему котёл, скатерть, осла и дубинку. Кроме того, змей дал мальчику 1000 человек для охраны его в дороге. Тогда мальчик отправился обратно в свой город.

Долго ехал мальчик и повстречался на дороге с шайтаном, который уговорил его остановиться ночевать на том месте, где они встретились. Мальчик согласился, слез с осла и положил около себя котёл и скатерть, а дубинку заткнул за пояс, лег и заснул.


Ночью шайтан подменил осла, котёл и скатерть обыкновенными ослом, котлом и скатертью. Проснувшись утром и не заметив подмены, мальчик собрал свои вещи и отправился дальше. На дороге ему захотелось есть, и он приказал котлу открыться, но котёл был обыкновенный и приказания мальчика не исполнил. Тогда мальчик приказал развернуться скатерти, но и она не развертывалась. Потом мальчик слез с осла и приказал ему дать золота, но осел стоял неподвижно. Открыл ему рот мальчик и не нашел там ни одной тилли (золотая монета). Наконец мальчик бросил дубинку на землю и приказал ей подняться. Дубинка тотчас поднялась. Тогда мальчик догадался, что шайтан подменил осла, котёл и скатерть, а дубинку не тронул из боязни разбудить мальчика ...


Поэтому мальчик тотчас возвратился на место своего ночлега и. увидев шайтана, крикнул ему: «Ты подменил у меня осла, котёл и скатерть; отдай же мне их сейчас обратно!» — «Если ты будешь так кричать», — отвечал шайтан, — «то я тебя съем». — «Ну, посмотрим, как ты меня съешь!» — сказал ему мальчик. С этими словами он вынул из-за пояса дубинку и, бросив её на землю, крикнул: «Бей его, дубинка!» — Дубинка поднялась и тотчас начала бить шайтана по разным частям тела. Шайтан упал на землю и просил мальчика остановить дубинку, обещаясь отдать ему все обратно. «Довольно!» — крикнул мальчик, — и дубинка упала на землю. Мальчик поднял дубинку и опять заткнул её за пояс. Тогда шайтан отдал мальчику его осла, скатерть и котёл. — Мальчик сел на осла и отправился в свой город.

Через сутки мальчик приехал в свой город и крикнул собаку, купленную им у шалунов-мальчиков и оставленную в доме матери. Когда собака прибежала, мальчик накормил её, повязал ей на шею свой платок и отпустил. Мать, увидя на собаке платок сына, догадалась, что сын близко, и выбежала к нему на встречу. — «Вот, матушка, ты прогнала меня за рубль, а я принес тебе сотни тысяч рублей», — сказал мальчик. — Мать поспешно вернулась домой и чисто вымела двор и комнаты. Сын въехал во двор, слез с осла, ввел его в чистую комнату и приказал  ему дать золота. Осел открыл рот, и оттуда посыпалось столько золотых (тилли), что ими скоро наполнилась вся комната. Затем мальчик внес котел в другую комнату и приказал ему открыться. Когда котел  открылся, родители мальчика увидели в нем отлично приготовленный палау (плов), шурпу  (Шурпа — суп из бараньего мяса с крупой и приправами. Примечание Н. Остроумова.)  и другие яства. Сын поставил всё это перед родителями и сталь угощать их. Наконец он положил скатерть в третью комнату и приказал ей развернуться. Родители его увидели в ней зерновой хлеб и муку и наполнили ими всю комнату.

У царя того города, в котором жили родители этого мальчика, была единственная дочь, слывшая за первую красавицу. Мальчик захотел жениться на ней и послал свою мать в загородный дворец сватать царевну. Мать пришла во дворец, взяла метлу и чисто вымела весь двор, так как был обычай, чтобы всякий приходивший за чем-либо к царю, подметал его двор. Царь приказал привести к себе старуху и спросил её, по какому делу она прибыла на его двор.— Старуха отвечала: «Единственный сын мой желает жениться на твоей дочери; и если ты не выдашь за него свою дочь, он убьет тебя».— Царь сильно рассердился и крикнул: «Призвать ко мне этого дерзкого мальчишку, который осмеливается свататься за мою дочь! Я прикажу повысить его»!

Визирь сказал царю: «Зачем вешать этого мальчишку? Какая тебе будет от этого польза? Прикажи ему принести тебе как можно больше денег и обещай тогда выдать за него дочь; он, конечно, денег не принесет, и тогда ты прогонишь его». — Царь согласился с советом визиря и сказал старухе: «Я выдам за твоего сына дочь свою только в том случае, если он пришлет мне золота на тысяче верблюдов, платья на тысяче верблюдов, тысячу верблюдов муки и тысячу верблюдов зернового хлеба». Старуха поклонилась царю и, пришедши домой, передала ответ царя сыну своему. Сын её тотчас отправился па базар, купил четыре тысячи верблюдов и на тысячу верблюдов навьючил купленного на базаре платья, а три тысячи верблюдов привел домой и навьючил тысячу — серебром, тысячу — золотом, тысячу — зерновым хлебом. Украсив верблюдов цветными лоскутками и бубенчиками, он отправил их в загородный дворец.

Царь удивился такому богатству и сильно обрадовался. В то же день жених с несколькими товарищами в красиво убранной арбе (двухколесная телега) отправился во дворец, а впереди шло стадо баранов для угощения народа. Царь встретил жениха, помог ему выйти из арбы, ввел во дворец, угостил его и просватал за него свою дочь.

Вечером жених собрался домой к своим родителям. Царь приказал привести ему самого лучшего коня с седлом, украшенным драгоценными камнями, — и жених поехал. По дороге, четыре разбойника, желая отнять у жениха лошадь и богатое платье, которое было на нём, грозились убить его, если он не отдаст добровольно им лошадь и платье. Тогда жених вынул из-под рубашки свою дубинку, с которой никогда не расставался, и приказал ей бить разбойников. Дубинка поднялась и била разбойников до тех пор, пока они не свалились. Тогда он привязал разбойников к лошади и поволок их домой. Когда он подъехал к дому, родители вышли на встречу к сыну и, увидя в руках у него дубинку, спросили: «Что это такое»? Сын приказал дубинке показать себя, и дубинка в одну минуту перебила разбойников.


Потом он отправился во дворец и сделался мужем царской дочери. Царь уступил зятю свое царство, а сам сделался великим визирем его.

Таким образом мальчик из бедняка сделался царем.


(Эта сказка записана в Коканде Н. Ф. Васильевым со слов ученика Кокандской русско-туземной школы Сулеймана, сына Кокандского мингбаши Амракула).

*  *  *
Интресно сравнить эту сказку с аналогичными по сюжету сказками из сборника под редакцией М.И. Шевердина "Узбекские народные сказки":


Волшебный камень Аханрабо

и

Бей, дубинка!
Tags: #сказки, Узбекистан, книга, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments